Возврат
ТелекомВести

Предыдущая новость24 ноября 2005 г.



Сдвиг глобальный и локальный


24 ноября ("Телеком-Форум")

- И какой же русский не любит быстрой езды?
- Регулировщик.
(старый детский анекдот)

Мария Суханова

О том, что в телекоммуникационной отрасли «поехала парадигма», много говорилось в сентябре на конференции АДЭ. Тема сдвига была одной из основных и в первый день открывшейся вчера в подмосковном Виноградове Конференции по IP-телефонии и IP-коммуникациям. Эта тема так или иначе затрагивалась практически в каждом докладе пленарного заседания, под нее было полностью выделено одно из секционных заседаний, и ей же был посвящен круглый стол. Предваряя его, генеральный директор CTI Игорь Масленников заметил, что разные участники конференции, говоря о сдвиге, имеют в виду не совсем одно и то же. Одни рассматривают его глобально - со стороны технологии как таковой и бизнес-моделей, успевших сформироваться в развитых странах, - другим ближе более локальный подход: их интересует, как происходящие процессы скажутся на российской отрасли связи, в особенности в связи с новым законодательством, регулирующим телекоммуникации. Старый подход, основанный на принципе «одна сеть - один оператор - одна услуга», уступает место новому, предполагающему предоставление по одному и тому же каналу множества услуг от разных провайдеров, но закон этого не учитывает - или почти не учитывает.

Год назад, на прошлой конференции по IP-телефонии, во время дискуссии по вопросам государственного регулирования старший вице-президент компании «ТрансТелеКом» Алексей Рокотян произнес замечательные слова о том, что хорошим нормативным документом «должны быть недовольны все» - это будет означать, что законодателям удалось выдержать некий баланс интересов. Вчера он внес уточнение: «недовольны - да, но не несчастны». Правила могут затруднять и удорожать работу операторов и поставщиков услуг (особенно если понятно, зачем это делается), однако нельзя ставить их в условия, вообще исключающие продолжение деятельности.

Главным недостатком новых правил г-н Рокотян считает то, что они «устарели лет на пятнадцать» и безнадежно отстают от изменений в технологиях и бизнесе - как первые правила движения для автомобилей, требовавшие, чтобы они двигались не быстрее лошадей. Категорическое несогласие с этой точкой зрения выразила заместитель Генерального директора санкт-петербургского института «Гипросвязь-Информ» Людмила Козлова - по ее мнению, законодатели не могут и не должны действовать иначе, так как по степени своей технической готовности российские новые сети еще не могут быть предметом регулирования: на сегодня это не более чем «нахаловка», стихийно выросшая вокруг «города» традиционных коммуникаций. Только с этим «городом» - построенным по какому-никакому, но все же архитектурному проекту, - и можно работать, - заявила она, и добавила, что ей уже довелось переделывать проекты, которые не работали из-за неграмотно встроенных элементов NGN.

Директор по развитию компании «Зенон НСП» (Москва) Андрей Кондаков высказал к законодательству претензию совершенно иного рода - оно нестабильно. В результате происходит следующее: оператор пытается привести свой бизнес в соответствие с действующими нормами, вкладывает средства в его перестройку, но принимается новое постановление, и все усилия пропадают зря. Несколько участников дискуссии возразили ему, что отсутствие определенности только естественно для периода кардинальных изменений, в который вступила отрасль.

«Не надо плакать», - заявил ведущий специалист компании Tario (Москва) Герман Мызовский. От «карточной» IP-телефонии большинству операторов придется отказаться не только из-за законодательных ограничений, но и по экономическим соображениям: в Москве этот бизнес уже перестает быть рентабельным (такова оценка аналитиков группы iKS-Consulting), а через два-три года волна докатится и до регионов. Выход г-н Мызовский видит в поиске новых источников доходов, которые обнаруживаются среди бесплатных сервисов, - именно так работают Mail.ru и «Яндекс», на том же принципе базируется и развиваемый Tario проект SipNet (оплата по карточкам в SipNet присутствует, но ее значение второстепенно). Это, однако, как было подмечено несколькими выступающими, приемлемо лишь для сервис-провайдера, который может просто «увести» свой бизнес из сферы регулирования, но не для собственно оператора коммуникационной инфраструктуры.

Есть в России и операторы, которые не боятся разгула регулирования. По мнению Михаила Монастырского, директора ростовской компании ЦТС, операторы в состоянии адаптировать собственный бизнес к требованиям законодателей. Но особенно новые изыски в регулировании ударили по небольшим поставщикам услуг. Как заметил Виктор Маслов ("Нэтком", г. Барнаул), новое законодательство делает их неконкурентоспособными по сравнению с «монстрами» и фактически обрекает на вымирание.

10-я конференция по IP-телефонии и IP-коммуникациям

http://www.iptconf.ru

Дополнительная информация

Город SIP (14 ноября 2005 г.)

Парадигма поехала вопреки законодательству (14 сентября 2005 г.)

Утверждены правила для сетей старого поколения (1 апреля 2005 г.)

Регулирование VoIP: надо, чтобы недовольны были все (19 ноября 2004 г.)