Возврат
ТелекомВести

7 октября 2005 г.Следующая новость



ФОМ: Больше половины российских пользователей интернета - "домашние"


7 октября ("Телеком-Форум")

Мария Суханова

Фонд "Общественное мнение" (ФОМ) и холдинг ROMIR Monitoring почти одновременно опубликовали результаты своих исследований российской интернет-аудитории (аудитории рунета) за II квартал 2005 г. Обе организации опрашивают россиян в возрасте от 18 лет, публикуют отчеты ежеквартально и оценивают месячную, недельную и суточную аудитории интернета, т.е. количество тех, кто заходит во Всемирную сеть как минимум ежемесячно, еженедельно и ежедневно. По данным ФОМ, месячная аудитория достигла 16,1%, недельная - 11,2%, а суточная - 5,9% взрослого населения страны. Исследование ROMIR дало практически такой же результат для месячной и суточной аудиторий (соответственно 16% и 6%), а для недельной несколько более высокий показатель - 13% всех россиян.

ФОМ, кроме того, собирает данные по шестимесячной и трехмесячной аудиториям - тем, кто побывал в интернете хотя бы раз за последние полгода или квартал. Первая, как показало исследование, составляет уже 19% населения, что соответствует 20,9 млн. человек, вторая - 17% (18,9 млн.). По сравнению с прошлым кварталом эти показатели увеличились соответственно на 2 и 1,5 млн. человек. По абсолютному количеству пользователей мы, как и в прошлом квартале, обгоняем Испанию, Австралию, Швецию и Гонконг, но отстаем от Франции, Италии, Бразилии, Великобритании и Германии, а в процентах от общей численности населения стоим позади всех этих стран (зарубежные показатели рассчитаны по данным агентства Nielsen/Net Ratings, которое использует несколько иную методику исследования, чем ФОМ, но отличия не очень велики).

Согласно отчету ФОМ, больше всего пользователей рунета проживает в Приволжском регионе, правда, их численность (3,7 млн.) за квартал не увеличилась. На прежнем уровне (0,9 млн.) она осталась и в самом малонаселенном округе - Дальневосточном. Максимальное прибавление - с 2,5 до 3,1 млн. человек - произошло в Северо-Западном ФО, в Центральном (без Москвы) появилось 400 тыс. новых "интернетчиков", в остальных - по 200-300 тыс.

В большинстве регионов выросла и доля пользователей интернета по отношению ко всему населению, причем сильнее всего снова в Северо-Западном ФО (с 23 до 28%), за ним следует Уральский (с 13 до 16%). В отстающих - Южный округ, где показатель (16%) не изменился, и Москва, где он даже упал (с 44 до 43%), хотя и остался самым высоким по стране. На последнем месте по уровню интернетизации (15%) - Центральный ФО (без Москвы) и Приволжский округ. Согласно же результатам ROMIR, Уральский ФО, наоборот, отстал от других по росту количества интернет-пользователей и сохранил за собой последнее место (в предыдущем квартале его ставили туда и ROMIR, и ФОМ). В Центральном округе (вместе с Москвой) ROMIR зафиксировал уменьшение доли "интернетчиков" с 30 до 27%, но неясно, следует ли относить отрицательную динамику за счет Москвы и области или же за счет соседних областей.

Жители Северо-Западного округа во II кв. 2005 г. оказались к тому же самыми активными "интернетчиками". Согласно исследованию ROMIR, недельная аудитория составила там 61% месячной. В отчете ФОМ данный регион - только второй по активности после Москвы (у ROMIR ее "тянет назад" отстающий Центральный ФО). При этом в Москве и Северо-Западном округе показатели активности выше средних по России, в остальной стране - ниже.

Аналитики ROMIR отмечают, что количество активных пользователей, заходящих в интернет в среднем 1-2 раза в неделю, в целом выше в городах-миллионниках (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург) и областных центрах с населением от 500 тыс. человек. Среди жителей средних и малых городов преобладают посещающие Всемирную сеть несколько раз в месяц, но не еженедельно.

Впервые более половины (51%) участников опроса ФОМ сообщили, что выходят во Всемирную сеть из дома (в предыдущем квартале таких было 48%). При этом в Северо-Западном округе "домашние" пользователи составляют 59, а в Москве - 69%. Популярность остальных мест пользования (на работе, по месту учебы, у друзей, в интернет-кафе и "другое") не изменилась или изменилась в пределах одного процента.

ФОМ приводит данные по половозрастной структуре интернет-аудитории, ее образовательному уровню и доходам. Доля пользователей рунета среди женщин выросла с 13 до 16%, среди мужчин - с 21 до 23%. Это повлияло на соотношение полов в российской части интернета - мужчины по-прежнему преобладают, но их перевес уменьшился: если в I кв. 2005 г. они составляли 59% всех "интернетчиков", то во втором - 57%. Распределение по возрасту не претерпело существенных изменений: большинство пользователей интернета - по-прежнему молодые люди от 18 до 24 лет (их 38%), а старшие возраста - в относительном меньшинстве (45-54 года - 13%, более 55 лет - лишь 3%). Группа 25-34-летних выиграла один процент у следующей возрастной категории (от 35 до 44 лет): сейчас они составляют 29% и 17% аудитории рунета (в предыдущем квартале - соответственно 28 и 18%). Образовательный уровень аудитории рунета повысился: в среднем по стране 38% пользователей имеют высшее образование и 33% - среднее специальное (предыдущие показатели - 36 и 32%). 65% отечественных "интернетчиков" имеют доход от 100 у.е. на члена семьи и 25% - доход от 50 до 99 у.е. (предыдущие показатели – 61% и 27%).

Фонд "Общественное мнение"

http://www.fom.ru

ROMIR Monitoring

http://rmh.ru

Дополнительная информация

ФОМ: В России 18,9 млн. пользователей интернета (19 июля 2005 г.)

Рунет в I кв. 2005 г. (20 июня 2005 г.)

ФОМ: домашних пользователей интернет становится все больше (4 апреля 2005 г.)

ФОМ: В России 16,9 млн. пользователей интернета (11 октября 2004 г.)

В России почти 15 млн. пользователей Интернет (25 июня 2004 г.)

Последние исследования рынков передачи данных и Интернет (1 июня 2004 г.)

Электронная готовность (20 апреля 2004 г.)

Рунет: Осень 2003 (19 января 2004 г.)