Возврат
ТелекомВести

5 октября 2005 г.Следующая новость



Проблемы научно-образовательного сегмента Рунета


5 октября ("Телеком-Форум")

Мария Суханова

В конце прошлого месяца состоялась пресс-конференция, посвященная конкурсу на присуждение Национальной премии за вклад в развитие российского сегмента интернета ("Премии Рунета"). Этот конкурс второй год организует Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать). Однако главной темой пресс-конференции стало развитие научно-образовательного сегмента Рунета. В связи с недавними изменениями в государственной политике ожидается, что положение российских науки и образования серьезно ухудшится. Это ухудшение затронет и электронные коммуникации, используемые научно-образовательными учреждениями, а ведь именно с научных сетей в свое время начинался отечественный интернет. Организаторы пресс-конференции пытались "привлечь внимание широкой общественности, профессионалов, государственных и коммерческих структур к научно-образовательному сегменту ИКТ". Основной доклад, озаглавленный "Научно-образовательный сегмент интернета - акцент 2005 года", сделал руководитель Роспечати Михаил Сеславинский, его содокладчиками выступили академики Евгений Велихов и Сергей Капица.

На сегодня научно-образовательный сегмент Рунета - это 11% всех действующих русскоязычных сайтов (примерно 19 тыс. из 180 тыс.). И все же, по мнению г-на Сеславинского, русскоязычному интернету не хватает серьезных баз по науке, культуре и образованию. Для государства важно направить основные усилия на создание подобных ресурсов (и развитие уже существующих) путем оцифровки всевозможной информации, хранящейся на нецифровых носителях (книгах, документах, фильмах и т.п.), и адаптации ее к возможностям интернета. Глава Роспечати сообщил также, что вверенное ему агентство своим решением выделило грант в размере 1 млн. руб. на поддержку старейшей и обширнейшей электронной библиотеки Максима Мошкова. Последний планирует потратить отпущенные средства на оцифровку литературы 30-х годов прошлого века.

Количество пользователей научно-образовательного сегмента можно косвенно оценить на основе данных о численности учащихся среди "населения" Рунета. Школьники и студенты составляют в нем около 30%, а в общей сложности интернетом пользуются 15-17 млн. россиян. За последний год их стало на 35% больше. К сожалению, еще далеко не все, кому нужен доступ к научным и образовательным ресурсам, получают его в необходимом объеме. Так, по информации Михаила Сеславинского, лишь 20% российских студентов имеют возможность в своих вузах выходить во Всемирную сеть в любое удобное для них время. Однако высокопоставленный госчиновник высоко оценил направленные на решение этой проблемы усилия государства, которое, "не развивая интернет во всех его аспектах и проявлениях, тем не менее самое серьезное внимание уделяет развитию его инфраструктуры и внедрению в образовательные и научные учреждения нашей страны". Конкретных мер по поддержке Рунета со стороны государства глава Роспечати не назвал, ограничившись лишь перечислением полудюжины различных доктрин, концепций и программ, принятых верховной исполнительной властью. Все эти документы не смогли решить проблем нехватки каналов и дороговизны трафика. Так, присутствовавший на пресс-конференции президент IBS Анатолий Карачинский привел интересный пример: месячная аренда трансатлантического канала емкостью 1 Гбит/c сейчас стоит $20 тыс., а канала 150 Мбит/c между Москвой и Хабаровском - $500 тыс. По мнению г-на Карачинского, государство в состоянии выправить подобный перекос, изменив регулирование в области связи. Напомню, что в России всего два общенациональных поставщика магистральных каналов - "Ростелеком" и "ТрансТелеКом". В первом государство имеет контрольный пакет акций, второй принадлежит ему полностью.

На пресс-конференции были также затронуты вопросы дистанционного обучения. Академик Капица считает, что новые технологии дают шанс "поднять на качественно новый уровень всю систему образования" и сохранить лучшую, по его мнению, особенность отечественной образовательной традиции - нацеленность на понимание, а не "голые" знания. Он расценивает дистанционное обучение как важное дополнение к основному, но не как полную его замену. На сегодня в России действует 920 высших учебных заведений, из которых более 700 (77%) располагают компьютерными сетями с выходом в интернет и 133 реально применяют дистанционные технологии. Среди пионеров в этой области - Российская экономическая академия им. Плеханова, Современный гуманитарный университет, институты и центры дистанционного образования при МГУ, СПбУ, Оренбургском, Сургутском и Новосибирском университетах, но этого, по мнению г-на Сеславинского, совершенно недостаточно. Ключевым фактором для преодоления отставания он считает развитие инфраструктуры доступа во Всемирную сеть. Что для этого делает государство, опять осталось за кадром.

Дистанционное общение уже сейчас способно служить полноценным эквивалентом непосредственного - уверен Евгений Велихов. По его мнению, так называемые домашние сети Fast Ethernet (в качестве примера он привел г. Переяславль-Залесский) представляют собой идеальную среду для научной работы - через интернет "вы можете видеть своих партнеров, разговаривать с ними, пересылать им информацию и получать ее от них... Очень важно научиться адекватно всем этим пользоваться".

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

http://www.fapmc.ru

Дополнительная информация

Конкурс "Премия Рунета" становится ежегодным (1 августа 2005 г.)

ФОМ: В России 18,9 млн. пользователей интернета (19 июля 2005 г.)

"Комет" выиграл ежегодный тендер по выбору оператора международной магистрали RUNNet/RBNet (19 июля 2005 г.)

Рунет в I кв. 2005 г. (20 июня 2005 г.)

Образовательная информационная среда без проводов (10 июня 2005 г.)

XXI век: коммутируемый доступ для школ Чувашии (31 мая 2005 г.)

Почти все московские школы получили широкополосный доступ в интернет (22 апреля 2005 г.)

XXI век: школы Новгородской области получают коммутируемый доступ в интернет (5 апреля 2005 г.)

Россия замкнула кольцо GLORIAD (2 марта 2005 г.)

Беспроводная школьная сеть в Волгоградской области (17 января 2005 г.)

Реформаторы Всемирной сети встречаются в Москве (29 ноября 2004 г.)

Интеграция России в Европейский Союз на уровне научно-образовательных сетей (20 апреля 2004 г.)