Возврат
ТелекомВести

30 сентября 2005 г.Следующая новость



Насколько эффективны региональные телекоммуникационные выставки?


29 сентября ("Телеком-Форум")

Как уже сообщал "Телеком-Форум", на прошлой неделе в Новосибирске в выставочном центре "Сибирская ярмарка" прошел Сибирский форум информационных технологий и телекоммуникаций (СФИТТ), который объединил под своим крылом специализированные выставки "СибСвязь", "СибИнтернет", "СибКомпьютер", "Сибирь-Телерадиовещание–2005" и "ЭлектронСиб-2005". Объединение началось в 2004 г., а до этого, начиная с 1999 г., наблюдался противоположный процесс – из рамок "Сибсвязи" выделялись узкие направления и превращались в самостоятельные специализированные выставки.

Число участников выставочной серии, объединенной в рамках СФИТТ

Год проведения выставки
Количество фирм-участниц*
1993-1999
110-244
2001
250
2002
270
2003
280
2004
210
2005
170

* Данные для блока выставок, куда вошли также "СпасСиб" и "СибБезопасность".

Источник: "Сибирская ярмарка"

В 2002 и 2003 гг. серию выставок посетило соответственно более 17000 и 18000 человек. Данные за 2004 г. не обнародовались.

В этой связи встает вопрос об эффективности участия в региональных телекоммуникационных выставках. На сайте компании "Ротек-Новосибирск" опубликован ряд мнений по этому поводу. Респонденты отвечали на два вопроса:

1. "Насколько эффективна нынешняя "Сибсвязь"?

2. Как положение дел на выставке отражает текущую ситуацию на телекоммуникационном рынке?"

Среди ответов были и следующие:

Александр Перепелица, начальник отдела маркетинга «ЗабСибТТК».

- На мой взгляд, такие мероприятия, как "СибСвязь" - это единственный разумный канал продвижения услуг, который существует за Уралом. Те выставки, которые происходят, например, в Барнауле, Омске, Томске, Кемерово, Новокузнецке, не выдерживают никакой критики и ничего не дают с точки зрения телекоммуникационного рынка.

Хотя в этом году мы не участвуем в выставке, я считаю, что "СибСвязь" всегда была, есть и будет. Мы расцениваем выставку как очень хорошую площадку для предоставления новых услуг, причем единственную достойную внимания в Западной Сибири. Но участие становится бессмысленным, когда ты перестаешь поставлять на рынок новые продукты. Сейчас мы взяли паузу, сосредотачиваемся, и в следующем году обязательно представим на выставке множество новых услуг. Те, кто жалуется на то, что выставка перестала давать отдачу, жалуются сами на себя.

Если говорить о ситуации на рынке, то некоторое затишье связано с тем, что сейчас интенсивно осваиваются недавно представленные технологии, и ничего принципиально нового на рынке не появляется. Живой пример - корпоративные сети VPN. Это NGN, возможности которых настолько колоссальны, что мы до сих пор не освоили их до конца.

С другой стороны, я считаю, что некий застой действительно существует, но это затишье перед бурей. Потому что все крупнейшие магистральные операторы заканчивают реконструкцию своих сетей, и по сути в "Транстелекоме" вопрос о введении в магистральной сети 10-гигабитных потоков - это вопрос ближайших месяцев. Это значит, что ликвидируется одна из причин, препятствующих инвестициям - ограниченная пропускная способность магистральных операторов, и, как следствие, ограничения на развитие вторичного рынка (услуг конечным потребителям).

Но даже существующих технологий и возможностей по предоставлению услуг нам хватит еще на несколько лет. У клиентов еще не сформировались потребности. Взять, например, IP VPN. Мы формировали потребность в этой услуге в течение трех лет, и только сейчас она, что называется, "пошла" - в результате мы занимаем 60% этого рынка. Три года вкладывались большие деньги, а отдача появилась только сейчас. Вообще, рост потребления и спроса - колоссальный. На него повлияет еще и то, что в 2007 году целый ряд операторов - мы в том числе - получит доступ на рынок междугородной и международной телефонии. Все это приведет к переделу рынка дальней связи, появятся дополнительные ресурсы, а потом разработчики предложат что-то новое - и все продолжится по спирали.

Андрей Печников, технический директор корпорации "Капитал-Технология".

- Снижение эффективности начинается не с региональных выставок, а с нынешнего конфликта, возникшего на выставке "Связь-Экспокомм", когда позиция Мининформсвязи разошлась с позицией организаторов выставки. Резонансом это повлияло и на активность региональных выставок. Кроме того, естественный процесс, связанный с внедрением современных информационных технологий, развитием интернета как информационной базы, предоставляющей возможность оперативного доведения информации до заинтересованных заказчиков и абонентов, отодвигает выставки, как инструмент маркетинга, на более низкий уровень.

Снижение активности региональных выставок - всего лишь закономерность. Технологии развиваются не столь быстро, как в начале телекоммуникационного бума. Тогда выставки имели первостепенное значение. Сейчас слишком мало новинок, которые не были бы известны большинству заказчиков. Поэтому выставка - это, скорее, повод для встречи, возможность организованно собрать воедино поставщиков и заказчиков, чтобы посмотреть "живьем" новинки и поделиться опытом их внедрения. Сейчас мы рассматриваем выставку только так. Для многих фирм выставка остается еще и способом поддержать имидж. Для крупных компаний это уже не имеет значения - поэтому, как вы видите, многие крупные предприятия, имеющие устойчивую позицию на рынке, в работе выставки просто не участвуют.

Проблемы же рынка телекоммуникаций уходят своими корнями в общую государственную политику. Два года реформаторства в бывшем Министерстве связи, доведение до абсурда формы тендерных торгов для выбора подрядчиков нанесли очень серьезный удар по нормальному развитию телекоммуникационного бизнеса именно в регионах. Деньги государственного бюджета стараются оставить в центре, в Москве. Естественно, московские компании выигрывают тендер, хотя предлагают отнюдь не оптимальные решения. Но возможности их достаточно ограничены - территория России слишком велика, поэтому начинается поиск партнеров в регионах, которые и должны выполнять реальные работы. А на все это требуется время, время и еще раз время.

В Сибири же ситуация сейчас такая: у альтернативных операторов - четкое понимание потребности населения в услугах связи, у основных операторов - полнейшее спокойствие, ибо любые их начинания могут быть не утверждены в Москве. Да у регионов и разные финансовые возможности. Мы, территориально находясь в Новосибирске, вынуждены работать совершенно в других регионах - на Урале, в Приморском крае, в Иркутской области, но только не здесь: здесь просто нет средств на новые технологии.

Взять тот же Ханты-Мансийский округ: там операторы чуть ли не гоняются за абонентами с предложениями поставить даже не первый - второй телефон: у них стопроцентная телефонизация, но деньги они получают именно за предоставляемые услуги. Попробуй-ка поконкурируй с мощными технологическими сетями нефтяников, которые тоже имеют лицензии и оказывают услуги, имея под боком еще и стремительно развивающегося оператора "Югра-Телеком". Возьмем Красноярск - там тоже еще вопрос, кто "основной" оператор: "Сибчеллендж" (дочернее предприятие «Голден Телекома». – "Телеком-Форум") или красноярский филиал "Сибирьтелекома".

У нас же в Новосибирске значимых альтернативных операторов традиционных услуг связи просто нет, а, следовательно, нет и конкурентного рынка услуг связи. Но мы надеемся на оживление региональных рынков телекоммуникаций благодаря появлению новых альтернативных операторов.

Вадим Степанов, директор по продажам компании "Зелакс".

- Если сравнивать прошлый год с нынешним, то серьезных изменений не наблюдается. «СибСвязь» постепенно становится во многом имиджевым мероприятием. В Новосибирске, в отличие от ряда других региональных центров, это пока не так заметно – здесь она пока играет практическую роль. Наблюдается тенденция к общению заказчиков и поставщиков помимо выставочной площадки. Из тех региональных выставок, которые я посещаю, «СибСвязь» - выставка довольно крупная, с приличной посещаемостью. Однако крупнейшие операторы связи либо отказались выставляться, либо сокращают свое присутствие.

Я приехал сюда с узбекской выставки «Инфоком-2005». Там ситуация на уровне 1999 года в России: это такое мероприятие, где заключаются многие контракты. На российских выставках реальных договоров давно не заключается. Здесь участники скорее преследуют цель «себя показать, на других посмотреть».

Времена, когда мы как производитель стояли отдельным стендом, уже прошли. Мы выбрали для себя такую политику: в каждом регионе должен быть представитель, который знает потребности региона, особенности, и соответственно, может ориентироваться лучше нас. А мы делаем все, чтобы обеспечить ему максимальный комфорт. Соответственно, на выставках мы посещаем именно наших региональных представителей – в данном случае «РОТЕК-Новосибирск».

Что касается рынка в целом – то его можно поделить на две большие части: стандартные операторы связи («связьинвестовские» подразделения), и все остальные. Что касается первых – это достаточно крупные, консервативные структуры. Все они сейчас бросили основные силы на внедрение NGN, но пока не определились, как максимально эффективно использовать возможности этой технологии. Сектор корпоративного рынка, частных компаний развивается очень динамично. Взять тех же сотовых операторов, независимых операторов, операторов городского уровня. Этот сегмент постоянно держит руку на пульсе и вкладывает деньги в осваивание новых технологий только после того, когда просчитает до копейки затраты и возможную прибыль, полученную на оказании новых услуг.

Однако надо учесть, что «связьинвестовские» телекомы – это очень большой кусок рынка. Операторы этого сегмента уже начали понимать, что их задачи – не просто построить и держать сеть, а предоставлять услуги. Но на большинство существующих услуг еще не преодолен ценовой порог, после которого услуга начинает быть доступной массовому потребителю.

Существуют и технические препятствия – в основном на участке до конечного пользователя: тот же самый NGN – передовая технология, но строится в рамках большого города, больших узлов, а до конечного потребителя не доходит. Здесь, во-первых, нужно заменить медный кабель оптическим, а где не получается – использовать беспроводные технологии, которые позволяют быстро за разумные деньги переходить от прошлого к настоящему.

Мы сейчас разрабатываем аппаратную платформу, на которой можно будет строить телекоммуникационное оборудование различного назначения: мультиплексоры, маршрутизаторы, модемы, устройства доступа и другое.

Вадим Шиянов, технический директор "Ротек-Новосибирск".

- Мне кажется, что с развитием интернета у выставок во многом изменились задачи. Если раньше, в начале века, посетители жадно рассматривали выставляемое оборудование и их в первую очередь интересовали технические подробности, то теперь вся информация доступна через интернет. Выставки постепенно стали превращаться в площадку для переговоров с клиентами и поставщиками, в средство продвижения имиджа компании. Это не менее важно - нужно только правильно пользоваться выставкой как средством для решения этих задач.

Мы участвуем в выставке седьмой раз и мне кажется, что "СибСвязь-2005" мало чем отличается от предыдущих выставок по объему участников и интересу посетителей. У нас в дни работы выставки состоялись очень полезные переговоры с рядом поставщиков оборудования и встречи с ключевыми клиентами. Вряд ли вне выставки мы смогли бы за такое короткое время встретиться со столькими людьми и позитивно решить столько вопросов.

Одним из наших ключевых клиентов является компания "Сибирьтелеком". В связи с неопределенной ситуацией вокруг приватизации "Связьинвеста" мы в этом году действительно наблюдаем некоторый спад активности в отношении разрабатываемых проектов и объемов поставок. При этом мы чувствуем возрастающую конкуренцию со стороны московских системных интеграторов.

Но это вполне нормальная, рыночная ситуация, она заставляет нас искать новые ниши. В этом году мы активно продвигаем VoIP-решения, технологии радиодоступа для интернет-провайдеров и операторов IP-телефонии, вступаем в альянсы с крупными поставщиками и производителями для усиления нашей позиции в регионе и организации сильного регионального сервиса для клиентов.

"Ротек-Новосибирск"

http://www.telecomsite.ru

"Зелакс"

http://www.zelax.ru

"Корпорация Капитал-Технология"

http://www.kkt.ru

"Зап-СибТранстелеком"

http://www.zsttk.ru

Дополнительная информация

BreezeMAX 3500 помог получить Большую золотую медаль "Сибирской ярмарки" (28 сентября 2005 г.)

"Зелакс" расширяет функциональность гибкого мультиплексора (9 сентября 2005 г.)

M-2P в новой роли (8 августа 2005 г.)

"Зелакс ГМ-1" растягивает интерфейс Е1 на 120 км (8 июля 2005 г.)

Оборудование "Натекс" привело GPRS в Норильск (21 января 2005 г.)