Возврат
ТелекомВести

15 сентября 2005 г.Следующая новость



Зарубежные исследователи проверили "электронную готовность" российских госучреждений


15 сентября ("Телеком-Форум")

Мария Суханова

На конференции АДЭ "Состояние и перспективы развития Интернета в России" Николай Ермошкин (российское представительство Cisco Systems) обнародовал предварительные результаты исследования "Электронное правительство в России", осуществленного в рамках проекта Net Impact. Исследования этой серии проводятся аналитической группой Momentum Research при финансовой поддержке Cisco Systems и ставят задачу определить степень влияния интернет-технологий на эффективность функционирования национальных экономик и отдельных организаций.

В 2004 году изучались административные и медицинские учреждения восьми стран ЕС - Великобритании, Германии, Испании, Италии, Нидерландов, Польши, Франции и Швеции. В нынешнем - аналогичные организации в Венгрии, России и Южной Африке.

Эксперты Momentum опросили представителей руководства и ИТ-продразделений 75 российских организаций, "продвинутых" в отношении применения ИТ. Примерно половину из них составляли местные, региональные и федеральные органы власти, половину - различные медицинские учреждения.

Как показало исследование, эти организации стремительно инвестируют в сетевые приложения и технологии, но отдача от вложений на сегодня невелика. В рамках программы "Электронная Россия" государственный сектор получил от правительства мандат на повышение эффективности и доходов за счет внедрения ИТ, и многим российским руководителям ИТ-отделов было поручено расширить, внедрить или усовершенствовать оказание услуг гражданам. Процент организаций, в которых это произошло, выше, чем в среднем по Европе. Показатели темпов внедрения базовых прикладных программ типа "Кадры" и "Финансы" в нашей стране сравнимы со средними европейскими показателями, однако ПО по-настоящему не освоено. В итоге сроки обслуживания граждан по сравнению с прошлым годом возросли, затраты на оказание услуг снизились лишь в 17% опрошенных учреждений, а более чем у половины, наоборот, выросли. Это и понятно, так как по данным опроса российские организации не концентрируют усилия на собственно снижении затрат - они заинтересованы скорее в повышении своей гибкости и расширении ресурсной базы, которая требуется им для удовлетворения запросов со стороны граждан.

Эксперты установили, что при более высоких, чем в Европейском союзе, темпах внедрения прикладных программ, российские организации отстают от европейских в эффективном применении Web-технологий. Налицо также отставание в объеме доступа сотрудников к прикладным программам - далеко не все, кому нужен такой доступ, его получили. Сохраняются и устаревшие системы ведения учета, не выходящие за рамки департамента, и бумажный документооборот. Правда, расширена сфера оказания электронных услуг внешним потребителям, но доступ извне к внутренним данным и системам (для удаленных сотрудников и смежных организаций) отсутствует.

По мнению аналитиков Momentum, даже самым передовым учреждениям российского госсектора еще только предстоит изменить свои поведенческие модели или процессы, чтобы довести их до уровня произведенных капиталовложений. Во многих случаях неясно (или прямо неверно) определялись задачи инвестиций в ИТ, и примерно треть обследованных учреждений после внедрения новых технологий не внесла в свои рабочие процессы никаких значительных изменений. С другой стороны, 60% организаций прилагают усилия для модернизации своих процессов, и это позволяет более оптимистично смотреть на ситуацию.

К сожалению, почти в половине отечественных учреждений вообще не ведется учет с целью определить эффективность оказания услуг населению и функций поддержки и не выработано никаких контрольных показателей для данной цели. Там же, где такой учет ведется, это делается на уровне гораздо более низком, чем тот, который был зарегистрирован в Европейском союзе.

В качестве самого очевидного препятствия при внедрении новых технологий респонденты выделили отсутствие опыта и обучения сотрудников. Они упоминали также недостаточное финансирование (на него жаловались участники опросов во всех странах, бывших объектом серии исследований Net Impact), ограниченность имеющегося ПО, недостаток поддержки со стороны руководства.

Во многих культурных аспектах повышения производительности российские организации, по данным Momentum, показывают результаты выше средних. В качестве той передовой практики, которой им более всего недостает, эксперты назвали наличие куратора технологических проектов, четко понимающего, что и зачем делается.

Отчет об исследовании будет опубликован на специальном сайте Net Impact

http://www.netimpactstudy.com

Конференция "Состояние и перспективы развития Интернета в России"

http://www.rans.ru/forum2005

Дополнительная информация

Парадигма поехала вопреки законодательству (14 сентября 2005 г.)

Cети и производительность труда в государственном аппарате и медицине (9 июня 2004 г.)

Электронная готовность (20 апреля 2004 г.)