Возврат
ТелекомВести

Предыдущая новость14 сентября 2005 г.



Парадигма поехала вопреки законодательству


14 сентября («Телеком-Форум»)

Мария Суханова

Одной из главных тем, обсуждающихся на открывшейся вчера 6-ой конференции Ассоциации документальной электросвязи (АДЭ) "Состояние и перспективы развития Интернета в России", стал сдвиг парадигмы в телекоммуникациях - развитие технологий меняет содержание основных понятий, которыми привыкли оперировать в отрасли связи.

В частности, Игорь Масленников (CTI) в своем докладе сформулировал ряд вопросов, возникших в связи со сдвигом парадигмы и, собственно, доказывающих факт такого сдвига: что такое телефон? что такое оператор?

Татьяна Толмачева ("ИКС-консалтинг") привела статистику, иллюстрирующую сдвиг. В первую очередь она показала, что уже и в Росси заметен рост долей трафика данных в линиях связи и VoIP в голосовом трафике. По оценке "ИКС-консалтинга", на отечественном рынке IP-телефонии реально работают уже более 600 провайдеров, а его емкость на конец прошлого года достигала $110 млн. Доля IP-телефонии в доходах российских операторов, начиная с 2002 года, стабильно увеличивается. Правда, ее доля в трафике стабилизировалась - по всей видимости, из-за неопределенности правового статуса этого сервиса, - но абсолютные объемы трафика растут, в то время как объемы традиционного междугородного и международного трафика - нет. Так, в 2004 году по Москве объем "обычных" междугородных переговоров сократился на 2%, а международных - на 9%, доходы от них - на 2%.

Алексей Рокотян ("ТрансТелеКом") анализировал параллельную сдвигу парадигмы эволюцию бизнес-моделей операторов. По его мнению, основной момент происходящих изменений - это отделение сервиса и транспорта. Иными словами формирование отдельного класса сервис-провайдеров, не имеющих телекоммуникационной инфраструктуры, но предоставляющих услуги клиентам операторов связи.

Отечественное законодательство никак не учитывает сдвига парадигмы. Странно было бы ожидать иного, поскольку, как отметил в общей дискуссии Наум Мадер (ЦНИИС), Закон о связи не определяет, что такое связь, и тем самым регулирует якобы интуитивно понятный, а в действительности абсолютно непонятный объект. Один из наиболее очевидных результатов - отсутствие возможности перепродажи услуг. Из-за этого российские операторы, например, не в состоянии предложить корпоративным заказчикам агрегацию различных услуг, поставляемых разными сервис-провайдерами, а последние - выступать в качестве виртуальных операторов связи (Virtual Network Operator, VNO), т.е. обслуживать абонентов на чужой инфраструктуре.

Конференция "Состояние и перспективы развития Интернета в России"

http://www.rans.ru/forum2005/

Дополнительная информация

Утверждены правила для сетей старого поколения

http://www.telecomforum.ru/vesti/2005/04/01_01.htm