Возврат
ТелекомВести

Предыдущая новость8 сентября 2005 г.



ADSL-доступ в России. Итоги I полугодия 2005 г.


8 сентября ("Телеком-Форум")

Леонид Кузьмин, Евгений Евдокименко

Информационно-аналитический центр "Телеком-Форум" Издательского дома мировой периодики подготовил первый свой отчет по развитию рынка ADSL-услуг в России. По данным "Телеком-Форума", которые основываются на информации поставщиков ADSL-доступа и собственных оценках, к концу I полугодия 2005 г. в России эксплуатировалось около 290 тыс. ADSL-линий. При этом 65,6% этих линий были организованы на инфраструктуре столичного телефонного монополиста МГТС, а еще порядка 8,6% - петербургского монополиста ПТС (филиал МРК СЗТ). Общая доля всех остальных телефонных операторов России составила 25,8%, т.е. чуть более одной четверти рынка.

Top 10 российских поставщиков ADSL-доступа на конец II кв. 2005 г.

№ п/п
Компания
Количество ADSL-линий, 000
1
МГТС/"МТУ-Интел"
190,3
2
"Вэб Плас"
20,0
3
ЮТК
17,8
4
"Дальсвязь"
16,0
5
"ВолгаТелеком"
9,1
6
"Голден Телеком"
9,0
7
"ЦентрТелеком"
6,1
8
"Уралсвязьинформ"
6,0
9
СЗТ
2,6
10
"Сибирьтелеком"
2,5

Источник: "Телеком-Форум"

За последние два - три года во многих странах мира наблюдается бурное развитие рынка широкополосного доступа. Доминирующей технологией на нем стала технология ADSL: на ее долю приходится почти две трети широкополосных подключений. Причем в последнее время бурный прирост ADSL-каналов можно наблюдать не только в экономически развитых странах и КНР, но и во многих государствах Восточной Европы и Латинской Америки.

В России, а точнее в Москве и Петербурге, первые крупные сети ADSL-доступа начали разворачиваться в 2000 г., т.е. всего на два – три года позже, чем к этой работе приступили в Северной Америке и Западной Европе, и даже раньше, чем в таких ведущих на сегодня ADSL-державах, как КНР и Япония. Однако в нашей стране технология массового рынка до сих пор в основном предлагается по ценам, доступным лишь корпоративным клиентам, поэтому Россия находится на периферии мирового телекоммуникационного мейнстрима.

В конце 2004 г. ситуация стала меняться. Роль локомотива взяла на себя московская компания "МТУ-Интел", которая на инфраструктуре и в сотрудничестве со своей сестринской компанией МГТС начала предоставлять ADSL-сервис по безлимитным тарифам, доступным заметной доле столичных жителей ($20/24 в месяц за канал пропускной способностью 128 Кбит/с). Это привело к взрывному росту спроса на эту услугу. По результатам I полугодия текущего года в активе тандема МГТС/"МТУ-Интел" было более 190 тыс. эксплуатируемых ADSL-линий, из которых около 173 тыс. обслуживали частных лиц (сервис "Стрим"), а 13,7 тыс. - юридических. В Санкт-Петербурге наиболее крупным игроком на рынке услуг ADSL-доступа является компания "Вэб Плас", которая также, как и московский оператор, смогла предложить доступный для массового пользователя безлимитный тарифный план ($27 в месяц при скорости прямого канала 64 Кбит/с). К концу I полугодия 2005 г. компании, предоставляющей услуги на инфраструктуре ПТС, удалось подключить около 20 тыс. абонентов.

Помимо "МТУ-Интел" и "Вэб Плас" на российском рынке широкополосного доступа заметны межрегиональные компании (МРК) связи, входящие в холдинг "Связьинвест". Среди них активно продвигают ADSL-сервис лишь две МРК - ЮТК и "Дальсвязь". Даже не введя безлимитных тарифов, они достигли довольно заметных (по российским меркам) успехов. На конец II кв. 2005 г. первая обслуживала 17,8 тыс. абонентов ADSL-доступа, вторая - 16 тыс.

Остальные МРК не уделяют особого внимания продвижению ADSL-сервиса, поэтому у каждой из них менее 10 тыс. эксплуатируемых ADSL-линий. Однако и в среде МРК отношение к широкополосному доступу начало меняться. Руководители "ВолгаТелекома", "Уралсвязьинформа" и "Сибирьтелекома" недавно сделали ряд заявлений о грядущем наступлении на ADSL-фронте. В "ЦентрТелекоме» и СЗТ ближайшая перспектива развития широкополосного доступа по-прежнему не ясна.

Следует подчеркнуть, что МРК "Связьинвеста" до сих пор самостоятельно определяют свою политику в отношения широкополосного доступа (в "ЦентрТелекоме и СЗТ такой политики нет даже на уровне МРК). Общей стратегии в рамках холдинга не существует и, по данным "Телеком-Форума", она даже не разрабатывается. Это приводит, в частности, к тому, что МРК и отдельные их филиалы из-за малых объемов заказов закупают DSL-оборудование по значительно более высоким ценам, чем их коллеги в Северной Америке, Европе и Юго-Восточной Азии. На российском рынке ADSL-доступа есть только один альтернативный оператор, чья доля на нем заметна («МТУ-Интел» и «Вэб Плас» на самом деле таковыми не являются, поскольку входят в холдинги, явно или завуалировано контролирующие признанных операторов, на инфраструктуре которых эти компании предоставляют свои услуги). Этим исключением является холдинг "Голден Телеком", операторские компании которого в совокупности обслуживают около 9 тыс. ADSL-линий. Как и менее мощные альтернативные операторы, этот холдинг постоянно сталкивается с препятствиями на пути доступа к медной последней миле, поэтому не имеет возможности активно развивать ADSL-сервис и пытается использовать другие технологии, в первую очередь беспроводные.

Для полноты картины можно упомянуть еще несколько операторов (как альтернативных, так и признанных, но не входящих в холдинг «Связьинвест»), эксплуатирующих около тысячи и более ADSL-линий. К таким компаниям относятся СЦК (Екатеринбург), ЦТС (Ростов-на-Дону), "Таттелеком" и "Сахателеком". В общей сложности эти четыре оператора имели на конец II кв. 2005 г. около 6 тыс. ADSL-абонентов.

Главным тормозом на пути развития ADSL-доступа в России является отсутствие у абсолютного большинства поставщиков услуг безлимитных тарифов, приемлемых для частных пользователей. По оценке "Телеком-Форума", порог массового спроса в регионах лежит на уровне $20 в месяц. Именно такой тариф позволил Китаю выбиться в лидеры ADSL-мира. У нас же за каждый Гбайт пользователям приходится платить в среднем от 1680 руб. (СЗТ) до 2940 руб. («Уралсвязьинформ»).

Средняя стоимость подключения и трафика для ADSL-абонентов признанных операторов

Оператор
Общая стоимость подключения*, руб.
Стоимость 1 Гбайт трафика, руб.
"Северо-Западный Телеком"
3061
1683
"ЦентрТелеком"
4400
2300
"Волгателеком"
2600
2530
"ЮТК"
3500
1750
"Уралсвязьинформ"
3770
2940
"Сибирьтелеком"
5720
2720
"Дальсвязь"
4780
2480
"Сахателеком"
3500
2700
"Таттелеком"
3000
2500
* Средняя цена ADSL-модема составляет 1500 руб.

Источник: "Телеком-Форум"

Немаловажную роль играет также стоимость подключения и абонентского оборудования (в России это, как правило, две отдельные статьи расходов пользователей широкополосного доступа). В отличие от мировых лидеров в области ADSL-доступа, в России цена "входного билета" в мир широкополосного доступа (подключение + оборудование) за редким исключением заметно превышает $100, что резко сокращает потенциальную абонентскую базу. Успех "МТУ-Интел" обусловлен не в последнюю очередь тем, что оператор предлагает достаточно большой выбор ADSL-модемов по цене $35 - $45.

Следует отметить еще две проблемы, важность которых, правда, значительно ниже только что перечисленных. Абсолютное большинство провайдеров ADSL-доступа не выделяют достаточных средств на создание мощных и квалифицированных служб поддержки, а также на рекламу.

По прогнозу "Телеком-Форума" к концу 2005 г. число ADSL-каналов в России должно приблизиться к 400 тыс., а полумиллионный рубеж будет преодолен в I полугодии 2006 г.

ИАЦ "Телеком-Форум"

Тел.: (095) 541-5575

Почта: office@telecomforum.ru

http://www.telecomforum.ru