Возврат
ТелекомВести

4 апреля 2005 г.Следующая новость



ФОМ: домашних пользователей интернет становится все больше


4 апреля ("Телеком-Форум")

Мария Суханова

Фонд "Общественное мнение" (ФОМ) опубликовал данные очередного, 10-го по счету опроса "Интернет в России". Эту работу ФОМ проводит ежеквартально, начиная с осени 2002 г.

Отчет «Зима 2004-2005» зафиксировал, что по сравнению с осенью 2004 г. количество пользователей Всемирной сети в России практически не увеличилось (см. таблицу). По применяемому Фондом методу компании Nielsen//NetRatings к пользователям интернета причисляются люди, выходившие на информационную магистраль хотя бы один раз за последние полгода. Таких в России зимой 2004-2005 гг. обнаружилось 17,6 млн. человек (16% населения в возрасте от 18 лет). Таким образом, по сравнению с осенью 2004 г. количество киберпутешественников в нашей стране увеличилось всего на 300 тыс. (менее чем на 2%). За год (с зимы 2003-2004 гг.), благодаря устойчивому росту в первые три квартала 2004 г., общая прибавка составила 3 млн. человек, или 20,5%.

Динамика роста численности пользователей интернета в России

Квартал
% от населения
млн. чел.
Осень 2002
8
8,7
Зима 2002-2003
9
9,6
Весна 2003
10
11,5
Лето 2003
11
12,1
Осень 2003
12
13,1
Зима 2003-2004
13
14,6
Весна 2004
14
14,9
Лето 2004
15
16,9
Осень 2004
16
17,3
Зима 2004-2005
16
17,6

Источник: ФОМ

20% всех российских пользователей интернета (3,6 млн. человек) проживает в Москве, где доля киберпутешественников от всего населения составляет 41%. Москва впереди и по многим другим показателям. Здесь интернетом пользуются чаще, чем в других регионах – ежедневно в интернет выходит почти половина столичных киберпутешественников (46%), в то время как в среднем по России - 30%. В Москве самый большой процент домашних пользователей - 63% (2,2 млн. человек); в среднем по стране этот показатель равен 46%, а в абсолютных цифрах - 8,1 млн. Стоит отметить, что уже в шести регионах собственное жилище является самым популярным местом выхода в интернет. К таким регионам наряду с Москвой относятся Северо-Западный (52%), Центр (43%), Приволжский (42%), Южный (40%) и Сибирский (40%). В результате и в среднем по России дом является основной точкой выхода в интернет (46%). Только в двух регионах – Уральском (35% домашних пользователей) и Дальневосточном (28%) – на первом месте остается место работы. К сожалению, ФОМ пока не спрашивает респондентов, каким видом доступа они пользуются – коммутируемым (узкополосным) или постоянным (широкополосным).

По данным ФОМ, за последний квартал резко (с 13% до 10%) упала популярность интернет-кафе, в абсолютных цифрах – с 2,2 до 1,8 млн. человек. Таким образом, с прошлой осени этим местом доступа в интернет перестали пользоваться 400 тыс. человек. Столь низкой посещаемости данных заведений ФОМ не отмечал с лета 2003 г.

По уровню проникновения интернета (проценту пользователей среди населения) второе место после Москвы удерживает Северо-Запад с 24% (естественно, за счет Петербурга), а на третье после недолгого периода отставания вышел самый малонаселенный регион - Дальневосточный (15%). В Центральном регионе (без Москвы) уровень проникновения упал с 14 до 12%, в остальных практически не изменился и составляет примерно 11-13%.

Половозрастные характеристики интернет-аудитории России остались без изменений. Во всех регионах в ней преобладают мужчины, составляющие 55-62% всех пользователей (в среднем по стране их 61%), и молодые люди в возрасте 18-24 лет, их доля равна: 39% в среднем по России, 60% в Северо-Западном регионе и 75% в Москве.

Фонд "Общественное мнение"

http://www.fom.ru

Дополнительная информация

ФОМ: В России 16,9 млн. пользователей интернета (11 октября 2004 г.)

В России почти 15 млн. пользователей Интернет (25 июня 2004 г.)

Последние исследования рынков передачи данных и Интернет (1 июня 2004 г.)

Электронная готовность (20 апреля 2004 г.)

Рунет: Осень 2003 (19 января 2004 г.)