Возврат
ТелекомВести

Предыдущая новость21 марта 2005 г.Следующая новость



Бизнес в Рунете перестает быть малым


21 марта ("Телеком-Форум")

Евгений Евдокименко

В США существует градация уровней бизнеса, в соответствии с которой предприятия с годовым оборотом до $10 млн. относятся к малому бизнесу, до $100 млн. - к среднему и свыше $100 млн. - к крупному бизнесу. Опираясь на эту шкалу, можно утверждать, что бизнес в российском сегменте интернета перестает быть малым. В частности, два крупнейших российских холдинга "Яндекс" и Rambler, специализирующиеся на предоставлении различных интернет-сервисов, в прошлом году выросли из штанишек малого бизнеса. Первый из них объявил о получении в 2004 г. дохода в размере $17 млн. (GAAP), второй - $12,5 млн. Правда, Rambler непосредственно на бизнесе в интернете, по данным инвестиционной фирмы "Атон", заработал лишь $7 млн. Остальные деньги принесли другие проекты, в том числе Rambler TV.

Стоит отметить, что интернет-бизнес становится прибыльным. Как заявил в четверг генеральный директор "Яндекса" Аркадий Волож, в прошлом году прибыль этого холдинга составила $7 млн. А чистая прибыль интернет-бизнеса Rambler в 2004 г. измерялась $0,7 млн.

Главная статья дохода "Яндекса" - реклама на одноименном интернет-портале (на ее долю приходится 95% общей выручки компании). "Сегодняшние успехи компании связаны со стабильными доходами от поисковой рекламы. Вместе с тем мы экспериментируем с новыми моделями бизнеса в интернете, например, с платежной системой и платными играми", - заявил Аркадий Волож. Доходы от рекламы резко (в 10 раз) возросли за последние два года. По результатам 2002 г. выручка компании составляла всего $1,7 млн., хотя уже в III кв. того года компания "Яндекс" преодолела точку самоокупаемости. В общем доходе постоянно растет доля поисковой (контекстной) рекламы. В 2004 г. на нее пришлось 75% выручки.

Данные "Яндекса", как впрочем и любой другой компании, работающей в сфере интернет-сервисов, свидетельствуют о высоких темпах роста доходов от интернет-рекламы. Причем, по данным "Яндекса", этот сектор растет быстрее, чем рекламный рынок в целом. По оценке этой компании, в прошлом году на рекламу в Рунете было потрачено $40 млн., в том числе на поисковую рекламу - около $15 млн. По словам Аркадия Воложа, этот сегмент вырос в прошлом году в три раза, а традиционная (баннерная) реклама - на 55%. В целом же рынок интернет-рекламы вырос в 2004 г. на 90%, т.е. почти вдвое.

Основными рекламодателями на поисковом портале "Яндекс" являются представители малого и среднего бизнеса - это 80% из 20 тыс. рекламодателей портала. При этом наиболее высока доля тех компаний, которые занимаются непосредственной реализацией товаров и услуг, т.е. продавцов. По прогнозу специалистов "Яндекса", в нынешнем году объем контекстной рекламы станет сравним с объемом баннерной рекламы.

Кроме рекламных услуг "Яндекс" пытается развивать и платные сервисы. Однако они приносят пока лишь 5% общего дохода. Есть еще и некоммерческие проекты, самым известным из которых, наверное, является "Яндекс.WiFi". Цель таких проектов - реклама как самого поискового портала, так и интернета в целом. Представители "Яндекса" любят повторять: "Чем больше пользователей интернета, тем больше посетителей портала "Яндекс". Этот тезис подтверждает статистика посещений портала - 13 - 14 млн. человек в месяц, т.е. практически каждый пользователь Рунета в месяц хотя бы раз заходит на "Яндекс".

Стоит отметить, что полезность того или иного некоммерческого проекта не всегда можно объективно оценить. В частности, так и не известно насколько повысил привлекательность "Яндекса" и интернета в целом проект "Яндекс.WiFi". На прошлой неделе представители "Яндекса" не смогли ответить "Телеком-Форуму", сколько же человек пользуется услугами бесплатных зон Wi-Fi, развернутых в рамках вышеназванного проекта. Более того, хотя этот проект практически сразу же оживил московский рынок Wi-Fi, никакой революции он на нем не произвел. Следует признать, что по отклику в сердцах пользователей широкополосного доступа "Яндекс.WiFi" не идет ни в какое сравнение, например, с проектом безлимитного "Стрима" компании "МТУ-Интел". Правда, инициаторы "Яндекс.WiFi" оказались наиболее близки к своему плану по развертыванию зон Wi-Fi. Если другие грандиозные проекты в этой области в лучшем случае выполняются на четверть, то проект "Яндекс.WiFi" к концу 2004 г. был реализован на солидные 81%. Другими словами, из запланированных 100 зон к концу прошлого года заработала 81. Сейчас в рамках проекта функционирует 104 зоны Wi-Fi (около 10 из них за пределами Москвы) и еще 40 находятся в процессе подготовки к запуску.

"Яндекс" - крупнейший российский Web-портал. Каждый месяц его посещают 16 млн. человек, 80% из которых живут в России. Поисковой машиной "Яндекс" проиндексировано почти 446 млн. уникальных документов, содержащих 12,6 Гбайт информации. Ежедневно портал обрабатывает 13 млн. поисковых запросов, а более 500 серверов компании отдают 2,5 млн. пользователей 2,7 Тбайт информации.

"Яндекс"

Тел.: (095) 974-3555

http://www.yandex.ru

Каталог российских зон Wi-Fi (ТехФорум)

"Яндекс" оживляет московский рынок Wi-Fi (27 мая 2004 г.)

Акционеры "Яндекс" получат дивиденды (5 июня 2003 г.)

"Яндекс" стал самоокупаемым (10 ноября 2002 г.)

"Яндекс" освятил своим именем электронные деньги системы PayCash (25 июля 2002 г.)

"Яндекс" в 2001 г. (14 февраля 2001 г.)