Возврат
ТелекомВести

Предыдущая новость20 декабря 2004 г.Следующая новость



В МТС заинтересовались "японской штучкой"


17 декабря ("Телеком-Форум")

Евгений Евдокименко

Крупнейшие сотовые операторы России и Японии "Мобильные ТелеСистемы" (MTС) и NTT DoCoMo объявили сегодня о подписании эксклюзивного соглашения, целью которого является продвижение технологии i-mode в России и других странах СНГ.

МТС в сотрудничестве с новым стратегическим партнером собирается в IV кв. следующего года предложить своим абонентам в Москве и Петербурге мультимедийные услуги на базе технологий i-mode и GPRS. В 2006 - 2008 гг. продолжится запуск услуг i-mode в наиболее развитых регионах России, а также на Украине. После 2008 г., если оправдаются ожидания партнеров по восприятию нового сервиса абонентами, внедрение i-mode начнется на остальной территории действия МТС. Для реализации этих грандиозных планов NTT DoCoMo предоставит МТС лицензию на использование фирменной торговой марки i-mode, а также собственные ноу-хау и наработки в области продвижения соответствующих услуг.

i-mode, как и более известный в Европе WAP, является технологией представления и доставки контента. Однако, "японская штучка" изначально базировалась на удобном и относительно недорогом доступе к различному контенту (электронная почта, игры, прогнозы погоды, телефонные справочники, электронные магазины, заказ билетов и т.п.), размещенному на специальных ресурсах в интернете. В частности, абоненты i-mode могут принимать на свои телефоны электронные письма объемом 4 тыс. знаков. Бизнес-моделью i-mode предусматривается, что большая часть выручки от услуг (в Японии, как правило, 91%) перечисляется контент-провайдеру.

Президент МТС Василий Сидоров очень надеется, что i-mode позволит МТС существенно расширить и разнообразить набор предоставляемых услуг. В этом его точка зрения кардинально отличается от взглядов грандов европейского сотового бизнеса. Все они, за исключением руководителей испанской Telefonica, сделали выбор в пользу бизнес-модели, основанной на системе мультимедийных сообщений (MMS). За пределами Японии и Испании i-mode внедряют лишь операторы второго и третьего эшелонов, как правило, имеющие значительно меньше абонентов, чем МТС. По имеющейся у г-на Сидорова информации, запуск i-mode позволил этим "малышам" существенно повысить доходы от неголосовых сервисов. Управляющий директор мультимедийных услуг NTT DoCoMo Такеси Натсуно (Takeshi Natsuno) заявил сегодня, что у европейских операторов, внедривших i-mode, услуги на его базе приносят до четверти ARPU, что в денежном выражении составляет 6 - 10 евро в месяц.

Возможно, это обстоятельство связано как раз с тем, что в Европе i-mode внедрили относительно небольшие компании (как правило, до 6 млн. абонентов), ведь у российских маленьких сотовых операторов ARPU также значительно выше, чем у представителей большой тройки. В среднем передача данных приносит европейским сотовым операторам 20% ARPU, а у крупнейшего оператора в мире (по обороту) - Vodafone - этот показатель равняется лишь 15%. В то же время Vodafone только в Германии имеет 3 млн. пользователей мультимедийной службы Vodafone Live! (базируется на MMS), т.е. столько же, сколько всего пользователей i-mode в Европе.

Аналитики предупреждали еще в 2001 г., накануне первых внедрений i-mode в Европе, что на старом континенте японский успех этой технологии повторить не удастся. Спустя три года можно с тем прогнозом только согласиться и поэтому не очень ясно, на что рассчитывает МТС. Тем не менее, крупнейший российский сотовый оператор стал 12-ым партнером NTT DoCoMo, лицензировавшим i-mode. Ранее соглашения подписаны с KPN Mobile (Нидерланды) и ее дочерним предприятием E-Plus (Германия), Far EasTone (Тайвань), Base (Бельгия), Bouygues Telecom (Франция), Telefonica (Испания), Wind (Италия), Cosmote (Греция), Telstra (Австралия), Cellcom (Израиль) и mmO2 (Великобритания, Ирландия и Германия). Всего в мире сегодня насчитывается более 45 млн. пользователей i-mode, из них 42,5 млн. проживают в Японии.

В стране Восходящего солнца абонентов i-mode привлекают простой и удобный интерфейс, выход в интернет нажатием одной специальной кнопки на телефоне, широчайший выбор трубок, а также разнообразие услуг и доступные для среднестатистического японца тарифы. Наибольшей популярностью у абонентов i-mode в сети второго поколения (приблизительно 90% подписчиков) пользуются сайты с мелодиями звонков и экранными заставками - 30% всех посещений, развлекательным контентом (хобби, спорт, музыка и т.д.) - 25%, информацией (погода, новости и прочее) - 18%, а также играми и гороскопами - 16%. При таком наборе предпочтений возраст главной группы пользователей (25,4%) превышает 50 лет, на втором месте (21,6%) - тридцатилетние, а на третьем (19%) - сорокалетние. По словам Такеси Натсуно, самая крупная категория пользователей i-mode (приблизительно 30%) - это менеджеры низшего звена. Ежедневно каждый пользователь i-mode в сети второго поколения получает в среднем 3,8 электронных писем, а отправляет 3,1.

Как уже упоминалось, МТС предполагает предоставлять услуги на базе i-mode в сети 2,5G - GPRS. Представители компании признают, что до ввода нового сервиса необходимо значительно улучшить покрытие GPRS (до сих пор даже в Московской области есть дыры) и пропускную способность всей GSM-сети. Кроме того, предполагается внедрить функцию DMS, обеспечивающую автоматическую настройку телефонов для работы по протоколу GPRS. Одна из существенных проблем оператора связана с тем, что потребуется убедить существующих абонентов приобрести новый телефон, поддерживающий i-mode. Сейчас таких аппаратов на российском рынке нет, а когда они появятся, то будут стоить, по прогнозу МТС, от $150 до $300.

ОАО "Мобильные ТелеСистемы"

Тел.: (095) 911-6553

http://www.mts.ru

NTT DoCoMo

http://www.nttdocomo.com

Дополнительная информация

Япония: самый популярный Интернет - мобильный (18 августа 2003 г.)

i-mode в Европе не идет (26 февраля 2003 г.)

У Vodafone 380 000 пользователей MMS (9 января 2003 г.)

100 тыс. европейских пользователей i-Mode (15 августа 2002 г.)

Когда по сотовой сети полетят цветные картинки? (11 июля 2002 г.)

Сервис i-Mode доступен в С.-Петербурге (17 апреля 2002 г.)

На европейском рынке мобильного доступа в Internet ожидается всплеск (18 октября 2001 г.)

Японцы предпочитают мобильный доступ в Internet (24 июля 2001 г.)

Триумфальное шествие I-Mode продолжается (6 марта 2001 г.)

Япония: 30 млн пользователей мобильного Internet (12 февраля 2001 г.)

i-Mode вытесняет WAP (19 января 2001 г.)

10 млн пользователей I-Mode (9 августа 2000 г.)