Возврат
ТелекомВести

Предыдущая новость19 ноября 2004 г.Следующая новость



Регулирование VoIP: надо, чтобы недовольны были все


18 ноября ("Телеком-форум")

Заключительным мероприятием 9-й конференции по IP-телефонии стала общая дискуссия ("мозговой штурм") на тему "Как регулировать IP-телефонию?". Как известно, в преамбуле Закона о связи есть пункт о создании условий для внедрения новых технологий. Но во что конкретно он должен воплотиться? Лейтмотивом обсуждения стал звучавший в разных вариациях тезис о том, что голосовая связь переживает сейчас переходный период, и в результате сложилась крайне неопределенная ситуация: "к сожалению, отрасль не представляет себе, что она собой представляет на самом деле" (Алексей Рокотян, старший вице-президент компании "ТрансТелеКом").

Г-н Рокотян заявил, что необходимо для начала определиться с целями и, очевидно, избегать крайностей в виде создания благоприятных условий только для классической или только для IP-телефонии. (Потеря VoIP противоречит интересам отрасли и общества в целом, а без классической телефонии развитие телекоммуникаций вообще невозможно, так как телефонной является инфраструктура, используемая VoIP-операторами.) Нужно нечто среднее, позволяющее развиваться обоим направлениям. Критерием верного подхода может служить, по мнению г-на Рокотяна, негативная реакция обеих сторон: "Если появился нормативный документ, и ты видишь, что одни довольны, а другие недовольны, это плохо. Должны быть недовольны все - это говорит о том, что выдержан некий баланс интересов" (реплика была встречена дружными аплодисментами присутствующих).

Далее г-н Рокотян предложил обеспечить пользователю право выбора технологии: пусть, набирая восьмерку, клиент будет уверен, что звонит по обычному "межгороду" и оператор не подменил затребованную услугу чем-то иным, пусть даже неотличимо похожим. Необходимо, считает он, определить принципы взаимных расчетов между операторами, причем так, чтобы подтолкнуть операторов VoIP к формированию комплексных пакетов услуг; задать требования к качеству передаваемого голоса - все это будет соответствовать интересам потребителя и бизнеса.

Из других обсуждавшихся предложений отметим идею о разделении в рамках законодательства оказания услуг связи с одной стороны и создания и эксплуатации сетей с другой. Высказывались мнения о том, что целесообразно было бы лицензировать только второй вид деятельности, а на предоставление услуг выдавать разрешения по более простой процедуре. Такой подход, возможно, позволил бы сформировать в IP-телефонии адекватную бизнес-модель, отсутствие которой неоднократно отмечалось выступавшими в течение всей конференции.

Дополнительная информация

Прогрессивные коммуникационные услуги на базе Интернет (26 июля 2004 г.)

Спецслужбы США озабочены проблемой СОРМ в IP-телефонных сетях (12 января 2004 г.)

США: обсуждение вопроса регулирования в области VoIP (9 января 2004 г.)