Возврат
ТелекомВести

28 июня 2004 г.Следующая новость



Не основной, но очень интересный


25 июня ("Телеком-Форум"/«Сетевой»)

Евгений Евдокименко, Валерий Васильев

С начала 2002 г. холдинг "Голден Телеком" практически не занимается развитием бизнеса в области Интернет-услуг для частных пользователей. Тем не менее доходы от него в абсолютных цифрах увеличивались, и в 1 кв. нынешнего года подразделение Consumer Internet, предоставляющее соответствующие услуги под торговой маркой РОЛ, впервые получило операционную прибыль. Последняя встреча журналистов с руководством холдинга показала, что оно с интересом наблюдает такое развитие событий и, возможно, изменит свое равнодушное отношение к этому нелюбимому ребенку.

Выступая перед журналистами после долгого перерыва, руководитель подразделения Consumer Internet Клиф Гонтлетт не преминул подчеркнуть, что в его ведении находится не основной бизнес «Голден Телекома». Однако тут же добавил, что он очень интересный. За два года забвения его объем вырос в 2,2 раза - с $13,8 млн. по итогам 2001 г. до $30,8 млн. по результатам 2003 г. А в 1 кв. нынешнего года он принес в копилку холдинга почти столько же ($11,1 млн.), сколько за весь 2001 г. Рост доходов обеспечило увеличение подписчиков на коммутируемый доступ, которое происходило в результате приобретения новых активов: в первую очередь недостающих 50% «Совинтела» в конце 2002 г. и «Комбеллги» в конце прошлого года. Эти приобретения не только напрямую, но и косвенно увеличивали абонентскую базу «Голден Телекома». Так, по утверждению Клифа Гонтлетта, у «Комбеллги» было всего порядка 10 тыс. подписчиков на коммутируемый доступ, но ее ресурсы (серверы доступа и входящие линии) позволили в очередной раз повысить качество предоставляемого сервиса, что в значительной степени способствовало общему увеличению абонентской базы на 72,3 тыс. подписчиков в 4 кв. 2003 г. и еще на 41,5 тыс. - в 1 кв. 2004 г.

Президент "Голден Телекома" Александр Виноградов также подчеркнул этот синергетический эффект. По его словам, рост бизнеса РОЛ сдерживался количеством входящих линий, выделяемых под эту услугу. После приобретения "Совинтела", а затем и "Комбелги" этот ресурс удалось резко увеличить в нерабочее время - днем серверы этих компаний продолжают обслуживать корпоративных клиентов, а в вечернее и ночное время они поступают в распоряжение РОЛ. Возросшее качество резко повысило объем продаж предоплаченных карточек доступа.

«Голден Телеком»: рост абоненткой базы коммутируемого доступа

Год
Подписчики, 000
Увеличение, %
1999
18,6
-
2000
85,8
361,3
2001
185,6
116,3
2002
242,2
30,5
2003
363,5
50,0
2004, 1 кв.
405
11,4

Источник: «Телеком-Форум»

Однако приобретенного вместе с «Совинтелом» ресурса хватило только на два квартала. В следующие два квартала 2003 г., вплоть до покупки "Комбелги" прирост вновь резко упал и составлял единицы процентов. Есть все основания ожидать, что уже во 2 кв. нынешнего года история повторится, но за одним исключением - новых кандидатов на покупку масштаба "Совинтела" и "Комбелги" в России больше нет. А аппетит-то уже пришел, и Клиф Гонтлетт даже заявил, что уровень дохода РОЛ через некоторое время может достигнуть $200 млн. в год. По его мнению, необходимо лишь увеличить количество компьютеров в жилищах россиян. Сейчас, по имеющейся у него информации, из-за малого количества домашних компьютеров лишь 1,5% населения России выходит в Интернет из дома. Помочь решению этой проблемы «Голден Телеком» собирается путем вывода на отечественный рынок дешевого Интернет-компьютера под маркой ROL Box стоимостью менее 10 тыс. руб. Этот "ящик" представляет собой моноблок с процессором Intel, монитором, клавиатурой и встроенным модемом. ROL Box предназначен исключительно для работы в Интернете и не приспособлен для современных компьютерных игр и просмотра DVD.

Вряд ли из затеи с ROL Box’ом что-то получится, хотя домашних компьютеров у нас действительно мало. Олег Бяхов, возглавлявший в прежнем Минсвязи управление по координации ФЦП "Электронная Россия", подводя итоги 2003 г. сказал: «В настоящее время сложилась ситуация, когда число Интернет-пользователей в России почти сравнялось с числом домашних компьютеров». Позже, во второй половине мая руководитель новоиспеченного Федерального агентства связи РФ Дмитрий Милованцев уточнил количество последних: "Сейчас в России в домашнем использовании находится в среднем 6,2 компьютера на каждые 100 человек». Основываясь на данных ФОМ и некоторых других аналитических и консультационных фирм, можно высчитать, что в настоящее время не полтора, а 4,2 человека из каждых 100 россиян выходят в Интернет из дома - это приблизительно 67,7% владельцев домашних компьютеров, или в абсолютных цифрах - 6,1 млн. человек. Да, для страны со 145-миллионным населением это чрезвычайно мало, но РОЛ смог увлечь своим сервисом всего 380 тыс. (порядка 25 тыс. подписчиков на коммутируемый доступ от «Голден Телекома» проживают на Украине и в Казахстане), или лишь 6,2% российских домашних пользователей Интернета. Не слишком ли мала доля рынка для крупнейшего альтернативного оператора России? Может быть, не стоит ввязываться в сомнительные проекты по увеличению домашних пользователей, а попытаться больше взять тех, что уже есть?

"Голден Телеком"

Тел.: (095) 797-9300

e-mail: achin@gldn.net

http://www.goldentelecom.ru

Дополнительная информация

Результаты "Голден Телекома" разочаровали инвесторов (11 мая 2004 г.)

"Голден Телеком" не удержался на отметке в $1 млрд. (12 марта 2004 г.)

"Голден Телеком": размер растет - прибыль падает (14 августа 2003 г.)

"Голден Телекому" исполнилось 4 года (11 июня 2003 г.)

"Голден Телеком" совершает рывок на рынке коммутируемого доступа (30 января 2003 г.)

"Голден Телеком" разочаровался в Internet-рекламе (6 марта 2002 г.)

Группа "Альфа" начала действовать (21 января 2002 г.)