Возврат
ТелекомВести

Предыдущая новость31 мая 2004 г.Следующая новость



Вспышка видеолихорадки в Европе


28 мая ("Телеком-Форум")

Евгений Евдокименко

Казалось бы, после 10 лет безуспешных попыток телефонных операторов заставить своих ADSL-клиентов смотреть телепрограммы и кино, а главное, платить за это удовольствие звонкой монетой, на опытах в области triple play over ADSL можно было окончательно поставить жирную точку. Однако европейским операторам неймется. Начало 2004 г. отмечено новым всплеском их интереса к платным видеосервисам поверх ADSL. Чем вызван этот нездоровый интерес? Если сказать, что телефонные операторы просто никак не могут распрощаться со своей голубой мечтой о triple play и им не дают спокойно спать лавры владельцев сетей кабельного телевидения (КТВ), то вряд ли такой ответ кого-нибудь удовлетворит. Конечно же, причины новой вспышки видеолихорадки в Европе лежат намного глубже.

Истоки болезни

Их можно разделить на экономические и технологические. Экономика складывается следующим образом. Во всех странах, где операторы стационарных сетей вынуждены работать по рыночным ценам и в условиях либерального регулирования отрасли, их доходы и абонентская база стали заметно сокращаться. Традиционные услуги все больше теряют свою конкурентоспособность в сравнении с сервисом, предлагаемым сотовыми операторами и поставщиками IP-телефонных услуг. В массе своей клиенты признанных операторов все больше пользуются сотовыми телефонами, электронной почтой и службами моментального обмена сообщениями, что буквально пробивает брешь в доходах бывших монополистов, базирующихся на услугах традиционной телефонии (аналоговой и ISDN). Особенно резко упали и продолжают падать поступления от международной телефонной связи. Многие сотовые операторы предлагают тарифы с бесплатными текстовыми сообщениями (SMS), а некоторые и с более дешевыми международными звонками. Дело дошло до того, что абоненты начали полностью отказываться от использования обычного телефона в пользу мобильной трубки. Дополнительный невосполнимый урон наносят IP-телефонные операторы. Так, знаменитый FastWeb предлагает неограниченное пользование местной, междугородней и международной телефонной связью, доступом в Интернет и видеоуслугами за 86 евро, в то время как обычный телефонный счет европейца часто зашкаливает за 100 евро.

Что касается технологических причин, то это лучшее по сравнению с Северной Америкой качество абонентских линий и меньшая их длина. За первые годы XXI в. большинство крупных операторов построили мощные транспортные IP-сети с полосой пропускания не менее 2,5 Гбит/с. В этих сетях, вплоть до ближайших к абонентам мультиплексоров DSL-каналов (DSLAM), реализована поддержка технологий MPLS и многоадресной IP-рассылки (IP Multicast). Они, в отличие от ATM, использующейся в старых сетях передачи данных, позволяют с тем же качеством обслуживать одновременно сотни тысяч пользователей видеосервисов.

Кроме того, поставщики оборудования обещают предоставить в самое ближайшее время поддержку более скоростной версии ADSL - ADSL2+ и более мощной технологии сжатия - MPEG4. По данным Alcatel, в течение ближайшего года должна заметно (до 80 евро) снизиться цена на телевизионные приставки (set-top box). Это позволит более широким слоям населения, в том числе не обладающим компьютером, присоединиться к пользователям интерактивных видеосервисов, включая видео по запросу (VOD).

Аналитики также полагают, что европейцы, в отличие от своих североамериканских коллег, имеют еще один дополнительный шанс привлечь внимание абонентов к своему новому предложению. На старом континенте значительно меньшее распространение получили сети КТВ. Даже в западной, более экономически развитой части Европы 75% семей по различным причинам не подключены к КТВ. Предложение в одном пакете всех телекоммуникационных услуг может побудить их подписаться и на ТВ поверх DSL. Более того, по мнению исследователя из Gartner Group Сью Ричардсона, во многих случаях ТВ может быть более важным поводом, чем высокоскоростной Интернет, для подписки на интегрированный пакет услуг. Наконец, в будущем, при наличии предложения подобного сервиса со стороны оператора КТВ, у абонента телефонной компании не должно появиться желания сменить провайдера.

Очень похоже на то, что телефонные операторы в Европе и Северной Америке пытаются трансформировать широкополосный DSL-доступ из вторичной услуги (базовой пока остается телефонная связь) в свой основной бизнес. Разница заключается лишь в том, что признанные операторы в Новом свете уже полностью потеряли веру в ТВ поверх DSL и в качестве промежуточного решения (на период до развертывания абонентских оптических сетей, получивших название "оптика до конечного пользователя", FTTP) заключают соглашения с операторами непосредственного спутникового телевидения на дистрибуцию их сервиса.

Список больных

Европейские же операторы по описанным выше причинам продолжают верить в возможность предоставления высококачественного платного сервиса ТВ поверх DSL, а самое главное, в его востребованность. Так, France Telecom, проведший в 2002 - 2003 гг. значительное расширение своей национальной ADSL-сети доступа на базе новейших DSLAM производства Alcatel и Lucent, приступил к предложению телевизионных услуг сначала в Лионе (декабрь 2003 г.), а затем и в Париже (март 2004 г.). T-Online, Интернет-дочка Deutsche Telekom, также начала предлагать в нынешнем году подобные услуги под маркой Vision. Наконец, Telefonica запустила в трех крупнейших городах Испании службу Imagenio, подписчики которой могут смотреть 22 телевизионных канала, слушать радио в цифровом формате, заказывать просмотр фильмов и иметь одновременно высокоскоростной доступ в Интернет. В конце прошлого года - начале этого еще целый ряд более мелких операторов начал предлагать подобные услуги в некоторых европейских городах, в том числе Free (Париж), Monaco Telecom, neuf Telecom (Марсель и Париж), Telekom Austria и Telenor (Ставангер). Еще несколько операторов планируют открыть данный сервис до конца нынешнего года. По данным компании Alcatel, в Европе сейчас готовится к запуску много подобных проектов.

Все эти операторы и в первую очередь бывшие монополисты надеются с помощью трансляции телевизионных каналов не только остановить снижение доходов и отток абонентов, но и отломить кусочек пирога у операторов КТВ. Например, представители France Telecom уверены, что современное состояние их сети позволит предоставлять телевизионные услуги, не уступающие по качеству сервису КТВ. Заявляется, что французский гигант способен гарантировать своим подписчикам полосу в 6 Мбит/с (в Европе массовый ADSL-абонент, как правило, получает не более 2 Мбит/с). Из нее 4,5 Мбит/с отводится под ТВ, 1 Мбит/с - под доступ в Интернет и 500 кбит/с - под телефонную связь. Его служба MaLigne TV насчитывает 75 телевизионных каналов, часть из которых специализированные и полностью посвящены спорту, музыке, кино, путешествиям или новостям. В состав пакета входит также услуга видео по запросу. И все это стоит 21 евро в месяц.

Предварительный диагноз

Хотя аналитики прогнозируют значительный рост сегмента видеоуслуг на базе различных широкополосных каналов доступа (например, фирма In-Stat/MDR предрекает, что в течение ближайших пяти лет он будет ежегодно увеличиваться практически вдвое), мало кто из них верит в рентабельность этого бизнеса. "У большинства операторов будет нулевая маржа или даже убыток" - считает Джонатан Доран из Yankee Group. Он объясняет свой прогноз высокими ценами на телевизионный контент и полагает, что телефонные компании идут в этот бизнес скорее не с верой в высокие доходы, а с целью повышения лояльности своих абонентов. В том же ключе высказывается и Чарли Дэвис из Ovum: "Оператор может привлечь свыше 1 млн. подписчиков на ТВ-сервис. Но при этом он должен быть готов к тому, что они принесут ему убыток".

Тем не менее аналитики Point Topic прогнозируют, что уже к следующему маю в мире будет более 1 млн. пользователей видеосервисов. Другая исследовательская фирма In-Stat/MDR считает, что в 2008 г. телефонные операторы будут предоставлять платные видеоуслуги на базе всех видов широкополосных каналов (хDSL и оптика) 14 млн. подписчиков.

Компания Alcatel в документе "Ориентированный подход к широкополосным развлекательным услугам" предупреждает: "Шанс [добиться успеха] несомненно есть, но чтобы им воспользоваться, надо иметь отвагу, уникальные знания и уверенность в том, что выбраны правильные партнеры и бизнес-модель".

Дополнительная информация

"Система Мультимедиа" - еще один мыльный пузырь? (24 мая 2004 г.)

Alcatel предлагает развлекаться (19 апреля 2004 г.)

FastWeb переключается на ADSL (10 марта 2004 г.)

2003 г. - рекордный год для DSL (4 марта 2004 г.)

Nokia поставит оборудование для модернизации СПД ОП МГТС (2 марта 2004 г.)