Возврат
ТелекомВести

30 декабря 2003 г.Следующая новость



Навстречу новому закону "О связи"


29 декабря ("Телеком-Форум")

Евгений Евдокименко

Через три дня должен вступить в силу новый закон "О связи". Хотя его принятие прошедшим летом сопровождалось бурными дебатами внутри думских и правительственных кабинетов, он производит впечатление некой недоделанности и незавершенности. Возможно, значение этого законодательного акта прояснится через несколько лет, но сейчас он скорее воспринимается как перелицовка старого документа.

Похоже, новым законом полностью довольны лишь его разработчики из Минсвязи. По крайней мере, они делают соответствующий вид. По мнению министра Леонида Реймана, давшего свой комментарий сразу после одобрения закона Советом Федерации, он позволит телефонизировать отдаленные районы нашей родины и привлечет в отрасль значительные инвестиции. Необходимость принятия нового закона г-н Рейман обосновал следующим образом: "До 90-х годов в России был один оператор связи, а теперь их свыше 60 тыс., и старое законодательство не позволяет эффективно регулировать их отношения". Но хотя принятый закон якобы прописывает все механизмы взаимодействия десятков тысяч отечественных операторов, включая наказание виновных в его нарушении, у многих игроков и аналитиков рынка остались сомнения как в эффективности самого документа, так и того органа, на который возлагается тяжелая ноша регулирования.

Главным "завоеванием" нового закона г-н министр считает положение о формировании резерва универсальной услуги, который позволит эффективно распределять дотации операторам, выполняющим социально-значимые функции, в том числе в области телефонизации сельской местности. Дело, конечно, стоящее, и в так называемых цивилизованных странах нечто подобное существует. Только вот многие альтернативные операторы, в том числе самый крупный из них - "Голден Телеком", так и не нашли в законе механизма эффективного распределения дотаций и ожидают крупных злоупотреблений вплоть до того, что средства из фонда пойдут на финансирование конкурентов, а не на провозглашенные цели.

Бывший директор по связям с общественностью холдинга "Система Телеком" Елена Санарова заявила по горячим следам: "Очевидно, что проблему телефонизации отдаленных районов нужно решать. Но необходимо, чтобы у всех операторов, работающих на телекоммуникационном рынке, было четкое представление о том, куда и каким образом распределяются средства. Тогда и количество тех, кто критикует закон за создание фонда универсального обслуживания, будет меньше". Откровенные противники этого нововведения, в частности, говорят, что фонд - это всего-навсего еще один вид перекрестного субсидирования, которое существует с советских времен, а до телефонизации отдаленных и сельских районов по-прежнему очень далеко.

Не совсем довольны формулировкой универсальной услуги даже в среде признанных операторов, для которых, в чем никто не сомневается, и организуется соответствующий фонд. Например, Анатолий Никулин, генеральный директор "Сибирьтелекома", заявил в одном из интервью: "Мы надеялись, что с введением универсальной услуги определится источник финансирования. Он появился не совсем в том виде, на который мы рассчитывали. Сначала ведь речь шла именно о телефонизации, а сейчас закон предусматривает установку таксофонов. Конечно, таксофон поможет в экстремальной ситуации, но ведь установка телефонов обойдется немногим дороже подключения таксофона. Мы также ожидаем, что выплата компенсаций скорее всего будет проходить с задержками. Кроме того, обеспечить связь - это полдела, необходимо компенсировать и дальнейшую ее эксплуатацию, а она в сельской местности вообще убыточна".

Мелкие шалости

Настоящий анекдот произошел с определением правил оплаты телефонных услуг. Закон зафиксировал, что абоненты могут сами выбирать, как им рассчитываться с признанным поставщиком услуг - на основе абонентской или повременной платы. Закрепление такого положения ничем другим, кроме "предвыборных игр" объяснить невозможно. Ведь даже ребенку ясно, что "много говорящие" выберут "абонентку", а "мало говорящие" - повременку. Результат известен: доходы связистов не только не увеличатся, а, наоборот, упадут.

Но выборы отгремели, и теперь, по информации Анатолия Никулина, даже МАП помогает связистам выкрутиться из ситуации, в которую их загнало собственное министерство. Похоже, выход будет найден в установлении различных тарифных планов, в каждом из которых абонентная плата будет включать различное количество "бесплатных" минут. Чем больше окажется лимит, тем выше будет ставка. "Мы предполагаем, - сообщил г-н Никулин "Ведомостям", - что в новой редакции методики [расчетов с клиентами] будут учтены интересы абонентов, которые получат возможность выбрать один из нескольких тарифных планов".

Подобный способ расчетов широко применяют так называемые коммерческие операторы, и по сути он является завуалированным вариантом повременки. Как написали "Ведомости", отличие от классической ее формы лишь в том, что время в новых тарифах будет учитываться не поминутно, а более длинными периодами. Конечно, народ быстро поймет, что его в очередной раз "кинули", но до следующих выборов мелкие шалости законотворцев забудутся.

Нерабочий закон

Новый закон не решает главных проблем отрасли, зафиксированных еще в 2000 году в почти уже забытой "Концепции развития рынка телекоммуникационных услуг до 2010 года":

- пагубная тарифная политика в секторе местной телефонной связи для населения, не обеспечивающая даже возврата расходов на предоставление услуг;

- медленное развитие телекоммуникационной инфраструктуры;

- недобросовестная конкуренция (дискриминация новых операторов со стороны традиционных и непрозрачность расчета цен на услуги присоединения);

- низкая эффективность и инвестиционная привлекательность предприятий связи.

Более того, многие положения закона прописаны слишком общо и требуют издания подзаконных актов. По словам председателя комитета по промышленной политике Совета Федерации Валентина Завадникова, 28 статей закона имеют отсылочный характер и фактически отдают на откуп правительству право изменять его смысл.

Чтобы закон мог заработать, по данным Минсвязи, требуется принять более 30 подзаконных актов. Похоже, что их даже не успели подготовить. За три дня до Нового года не были приняты даже самые приоритетные постановления. К ним заместитель министра связи Борис Антонюк отнес кодекс взаимоотношений между операторами, перечень основных лицензий, положение о ГКРЧ и о радиочастотной службе, положение о присоединении к сетям общего пользования, принципы взаиморасчетов и положение о надзоре.

Более того, положение об универсальной услуге, вызывавшей так много споров, будет введено в действие не ранее 2005 г. По информации РБК, только в мае 2004-го будут проведены конкурсы среди операторов, желающих ее предоставлять. Ориентировочно к сентябрю победители закупят оборудование и лишь в 2005-м начнут оказывать данный сервис. В настоящий момент даже не определен процент отчислений в фонд универсального обслуживания.

Всего по плану подготовки нормативных правовых актов Правительства РФ, необходимых для реализации федерального закона "О связи", он нуждается в 35 "уточнениях". В соответствии с распоряжением, подписанным председателем Правительства Михаилом Касьяновым, над ними работают Минсвязи РФ и другие заинтересованные министерства и ведомства (ФСБ, МАП, МВД и др.). По словам президента "Голден Телекома" Александра Виноградова, к этой работе не допущены альтернативные операторы, хотя, например, "Голден Телеком" обращался в Минсвязи с соответствующим предложением.

На первый квартал 2004 г. запланирована подготовка постановления "Об утверждении положения о Государственной комиссии по радиочастотам при Минсвязи РФ" и "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий". К середине года предполагается представить проект постановления "Об утверждении правил оказания услуг: местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, телеграфной связи, подвижной связи, передачи данных и телематических служб".

Нормативная деятельность государственных чиновников будет продолжаться до конца 2006-го. К этому времени должно быть разработано последнее из 35 намеченных "уточнений" - постановление "Об утверждении плана перспективного использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами России".

Так что еще по крайней мере два года российские связисты будут ждать реального вступления в силу закона "О связи". Но даже после этого он вряд ли будет содержать четкие и ясные правила двух главных процедур, обеспечивающих эффективное регулирование взаимоотношений рыночных игроков: подключения новых операторов к сетям, которые достались их признанным коллегам в наследство от советского времени, и порядка взаиморасчетов между операторами.

Дополнительная информация

Производители и пользователи оборудования Alvarion встретились в Москве (13 ноября 2003 г.)