Возврат
ТелекомВести

25 декабря 2003 г.Следующая новость



"Ростелеком" и министр - за. Кто же против?


24 декабря ("Телеком-Форум")

Евгений Евдокименко

Недавно назначенный новый генеральный директор "Ростелекома" Дмитрий Ерохин в интервью газете "Ведомости" заявил: "Я не считаю, что демонополизация негативно скажется на нашей компании. У "Ростелекома" есть существенное конкурентное преимущество - современная волоконно-оптическая сеть национального масштаба. Наша сеть имеет неограниченный потенциал для увеличения пропускной способности и значительного расширения спектра предоставляемых услуг в зависимости от изменений потребностей рынка. Мы будем проводить агрессивную маркетинговую политику путем внедрения новых услуг, выхода на рынок транзита трафика между Европой и Азией и др."

Затем г-н Ерохин добавил: "Либерализация помимо прочего подразумевает получение операторами новых лицензий на оказание услуг связи. Таким образом, для "Ростелекома" она может выразиться не только в появлении конкурентов, но и в дополнительных возможностях, например, выхода на новые, сегодня закрытые для нас рынки. Мы уверены, что для "Ростелекома" снижение доли рынка в одном сегменте будет компенсировано увеличением объемов самого рынка и введением новых услуг".

Глава "Ростелекома" уже несколько раз заявлял, что российский монополист в области дальней телефонной связи уже два года интенсивно готовится к предстоящей демонополизации рынка. На первом этапе была проведена внутренняя реорганизация. Количество филиалов сократилось с 24 до девяти - семи линейных и двух функциональных. Зоны ответственности первых совпадают с границами МРК, что обеспечивает оптимальное взаимодействие с этими сестринскими компаниями, также контролируемыми "Связьинвестом". Сократилось и число подразделений. Было 128 технических узлов, стало 64 территориальных управления, что повысило степень управляемости внутри филиалов.

"Реформа внутренней структуры позволила существенно повысить функциональную прозрачность филиалов и повысить управляемость компании в целом, - сообщил г-н Ерохин корреспонденту "Ведомостей". - Можно сказать, что компания перестроена и приняла тот облик, который задумывался. Она стала более прозрачной и конкурентоспособной".

В процессе реструктуризации было сокращено более 10 тыс. сотрудников. В первую очередь - в управленческом аппарате. Сокращения затронули и технический персонал, который высвобождается по мере вывода из эксплуатации аналоговых линий связи.

В рамках реструктуризации около года назад внедрена система управления предприятием Axapta компании Microsoft. К сегодняшнему дню она позволила в центре и филиалах автоматизировать более 500 рабочих мест.

Есть у "Ростелекома" и нерешенные проблемы. Главная из них - большие затраты на содержание аналоговой сети. Общая протяженность сети "Ростелекома" - около 200 000 км, из них около 70% приходятся на аналоговые линии, которые приносят менее 30% доходов. За последние два года "Ростелеком" вывел из эксплуатации приблизительно 20 000 км аналоговых линий. Работы осталось еще непочатый край.

В числе успехов на фронте сокращения производственных затрат г-н Ерохин назвал вывод из эксплуатации старых тропосферных и радиорелейных линий связи на севере и севере-востоке страны. За счет этого компания надеется с 2004 г. экономить около $3 млн. в год. Дополнительную экономию "Ростелеком" хочет получить в результате освобождения от "социалки" - жилья, котельных и других подобных объектов. Ее планируется передать на баланс местных администраций.

Устойчивость на будущем конкурентном рынке, по мнению г-на Ерохина, придаст и измененная недавно система взаиморасчетов между операторами связи. "Новая система понятна и прозрачна для всех участников процесса, - заявил глава сегодняшнего монополиста. - Она делает неэффективным увод трафика у "Ростелекома" и несанкционированную его терминацию в регионах. Мы начали платить региональным операторам за приземление трафика - им выгодно приземлять наш трафик. Эффект от внедрения новой системы мы уже отчасти ощутили".

Не видит особой беды г-н Ерохин и в сокращении доходов от международного трафика, несмотря на рост его объемов примерно на 30% в год. "Да, рост трафика пока не привел к росту доходов, но это объясняется уменьшением такс, - сказал он. - По моему мнению, существенного падения тарифов в будущем ожидать не следует и, соответственно, рост трафика в скором времени найдет отражение в позитивной динамике доходов".

Как уже упоминалось выше, руководство "Ростелекома" уверено, что в случае либерализации рынка, оператор получит право на предоставление услуг, выходящих за рамки международной и междугородной телефонной связи. В ходе интервью Дмитрий Ерохин не менее трех раз ссылался на перспективы новых услуг, но фактически не описал ни одной из них. В данной связи он лишь упомянул интеллектуальную платформу, на базе которой, в частности, планируется продвигать такую новую услугу, как телефонные номера с кодом 800. Уникальность этого сервиса от "Ростелекома" заключается, по мнению главы компании, в обеспечение доступа к ней из любого региона России.

Короче говоря, из интервью не стало ясно, на какие новые услуги рассчитывает сегодняшний монополист. Кстати, сегодня доля их в общих его доходах просто мизерна - около 1%, т.е. меньше, чем у региональных сестричек, которые тоже не преуспевают в этой области и зарабатывают на них в среднем 3,5% своего дохода.

Возможно, г-н Ерохин в этой области возлагает определенные надежды на более тесную интеграцию с чуть было не отпущенным на вольные хлеба Интернет-провайдером "РТКомм.Ру". Представители "Ростелекома" и "Связьинвеста" в последнее время не раз заявляли о восстановлении полного контроля над этим провайдером. Некоторых аналитиков и представителей СМИ смутил факт продажи фирмы "РТК-Лизинг", в результате чего "Ростелеком" лишился не только своих долговых обязательств, но и значительной доли участия в уставном капитале "РТКомм.Ру". В интервью "Ведомостям" глава "Ростелекома" еще раз подтвердил позицию национального оператора: "РТКомм.Ру" - наша дочерняя компания. Она занимается очень перспективным бизнесом - предоставлением Интернет-услуг в регионах. Мы провели переговоры об увеличении нашей доли и не получили возражений со стороны других акционеров Интернет-провайдера. Я бы не стал опережать события, но, возможно, новости появятся в первой половине следующего года".

Итак, "Ростелеком" не против демонополизации рынка дальней связи и практически готов встретить это событие во всеоружии. Министр связи вроде бы тоже за. Ему бы только запустить новый источник перекрестного субсидирования под названием универсальное обслуживание и таинственный раздельный учет доходов от коммерческих и инфраструктурных услуг. Кто же те темные силы, которые всячески затягивают реализацию этого важного элемента реформы отрасли связи, затрудняют переговоры по вступлению России в ВТО и вызывают озабоченность потенциальных инвесторов, входящих, например, в Телекоммуникационную рабочую группу Европейского делового клуба?

ОАО "Ростелеком"

http://www.rt.ru

ОАО "РТКомм.РУ"

http://www.rtcomm.ru

Дополнительная информация

В "РТКомм.Ру" сменился руководитель (3 декабря 2003 г.)

IP-телефонный и Интернет-трафик идет мимо сетей признанных операторов (28 ноября 2003 г.)

Два условия для начала демонополизации дальней связи в России (14 ноября 2003 г.)

Новый генеральный директор "Ростелекома" (4 ноября 2003 г.)

"Ростелеком" уходит из "РТК-Лизинг" (30 октября 2003 г.)

"Связьинвест": новые рынки даются с трудом (27 октября 2003 г.)

"Ростелеком": доходы от международной связи продолжают снижаться (22 октября 2003 г.)

Siemens разбавит гегемонию NEC и Huawei на DWDM-магистрали "Ростелекома" (18 сентября 2003 г.)

10-летний план по наращиванию абонентов сотовой связи перевыполнен за три года (15 сентября 2003 г.)

Монополии: отсчет времени для "Ростелекома" начался в конце 2000 г. (7 мая 2003 г.)