Возврат
ТелекомВести

1 октября 2003 г.Следующая новость



Теория и практика бизнеса в сфере Wi-Fi


30 сентября ("Телеком-Форум")

Евгений Евдокименко

В компании "Голден Телеком" разработана стратегия по освоению рынка Wi-Fi и сейчас решается вопрос о начале претворения ее в жизнь. На примере "Голден Телекома" становится ясно, почему российские крупные операторы медлят с выходом на новый рынок беспроводного доступа.

В "Голден Телекоме" изучили как зарубежный опыт, так и готовность московского рынка к восприятию зон Wi-Fi. Вкратце итог этих двух работ следующий:

1. Эффективность выхода на новый рынок зависит в первую очередь от четырех факторов:

• создания в относительно короткие сроки высокой плотности точек доступа (в Москве – это несколько сотен зон Wi-Fi);

• организации собственных БЛС ОП на наиболее благоприятных с точки зрения возврата инвестиций объектах;

• налаживание партнерских отношений с другими игроками рынка, в первую очередь с владельцами недвижимости и более мелкими операторами БЛС ОП;

• готовности потенциальных клиентов к восприятию новой услуги.

2. Потенциальными клиентами зон Wi-Fi на сегодняшний день являются главным образом иностранцы, уже привыкшие у себя дома пользоваться данным сервисом, и узкий круг сотрудников отечественных компаний, в которых уже внедрены западные модели ведения бизнеса.

3. На реализацию эффективной модели выхода на рынок требуются инвестиции в размере $1,5 млн.

4. Срок возврата инвестиций в течение обычных для проектов такого масштаба 1,5 – 2 лет нельзя назвать реальным.

Количество портативных компьютеров в России, тыс. шт.

Тип

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.*

2004 г.*

2005 г.*

Ноутбук

109,8

151,7

217,2

322

483

724,5

КПК

33,7

46,6

66,7

107,5

163,4

236,9

Всего

133,5

198,3

283,9

429,5

646,4

961,4

Источник: «Голден Телеком»
* Прогноз

Другими словами, проведенные в «Голден Телекоме» исследования однозначно говорят о том, что выходить на новый рынок преждевременно. По мнению аналитиков компании, неготовность рынка обусловлена тремя основными причинами:

- отставание российского бизнеса по среднему уровню культуры использования ИТ от наиболее развитых государств на 2 – 3 года;

- малое количество портативных компьютеров (ноутбуков и КПК);

- слабое оснащение имеющегося парка портативных компьютеров встроенными и подключаемыми средствами беспроводного доступа.

Казалось бы, вывод руководства «Голден Телекома» должен быть очевидным и единственным – отложить выход на рынок публичного Wi-Fi-доступа на два, а то и на все три года. Однако есть одна проблема. Исследования показали, что одним из важнейших факторов успеха на рынке Wi-Fi, который рано или поздно заявит о себе в крупных российских городах, является наличие собственных БЛС ОП на объектах, наиболее благоприятных с точки зрения спроса на эту услугу. Кроме уже упоминавшихся аэропортов и гостиниц, к таким объектам следует отнести выставочные центры, места проведения крупных конгрессов и конференций, а также кафе и различные места времяпровождения вблизи ранее перечисленных объектов. Дополнительная оценка ситуации, проведенная в «Голден Телекоме», а также зарубежный опыт показывают, что, как правило, на каждом объекте получает право на жизнь только одна зона Wi-Fi. Таким образом, промедление с выходом на зарождающийся рынок грозит потерей самых лакомых его кусочков.

Данные ИАЦ "Телекоммуникации", следящего за развитием российского рынка БЛС ОП, свидетельствуют о том, что некоторые объекты, которые «Голден Телеком» причислял к сфере своего влияния, уже «захвачены» более расторопными поставщиками услуг Wi-Fi. Если крупнейший российский альтернативный оператор будет и дальше медлить, то он может лишиться площадок даже на тех объектах, которые он по праву считает «своими» вотчинами. Так, в московский отель Ararat Park Hyatt, которому «Голден Телеком» предоставляет практически все телекоммуникационные услуги, сейчас пытается проникнуть иностранная компания inter-touch, которая уже развернула опытную зону Wi-Fi на 10 этаже этой гостиницы и даже успела занести ее в каталог международного консорциума Wi-Fi Alliance.

Короче говоря, промедление в освоении рынка Wi-Fi подобно, если не смерти, то по крайней мере потере солидных прибылей в будущем. По данным ИАЦ "Телекоммуникации", борьба за лучшие кусочки еще не испеченного пирога Wi-Fi уже развернулась. Поэтому солидным компаниям вроде «Голден Телекома» или «ПетерСтара» приходится в нее вступать и развертывать зоны Wi-Fi, которые еще несколько лет вряд ли будут приносить какую-либо прибыль. В частности, Андрей Шишло, директор по маркетингу и развитию услуг «Голден Телекома», сообщил, что до конца текущего года холдинг откроет в Москве четыре зоны Wi-Fi.

В октябре «Голден Телеком» собирается представить свою стратегию по выходу на рынок Wi-Fi в ходе выставки, посвященной гостиничному и ресторанному бизнесу. Мероприятие пройдет в Москве в гостинице «Международая».

"Голден Телеком"

http://www.goldentelecom.ru

Дополнительная информация

Беспроводной широкополосный доступ (ТехФорум)

Первая зона Wi-Fi в Сибири (25 сентября 2003 г.)

Мультимедийный киоск или зона Wi-Fi (23 сентября 2003 г.)

"ПетерСтар" присоединился к международной программе Wi-Fi ZONE (19 сентября 2003 г.)

Российский рынок ноутбуков подрос за год на 51,5% (18 сентября 2003 г.)

БЕСЕДА-8. Неминуемая угроза (1 июля 2003 г.)

WI-FI в России и в мире ("Сетевой", июнь 2003 г.)

<Ш include( $_SERVER['DOCUMENT_ROOT']."/niz.php"); Ш>