Возврат
ТелекомВести

Предыдущая новость15 сентября 2003 г.Следующая новость



Цифровой абонентский вынос нового поколения


12 сентября ("Телеком-Форум")

Евгений Евдокименко

Многофункциональные цифровые системы абонентского выноса (Digital Loop Carrier, DLC) позволяют телекоммуникационным операторам на удалении в несколько сотен километров от АТС предоставлять абонентам разнообразный спектр услуг, включая аналоговый голосовой сервис, широкополосный доступ в сети передачи данных и видеоуслуги. При этом удаленный блок системы может размещаться вне помещений в специальном шкафу, от которого в квартиры и офисы прокладываются медные, а в последнее время и оптические абонентские линии.

Первые многофункциональные системы абонентского выноса стали появляться в сетях телефонных операторов приблизительно 15 лет назад - в конце 80-х годов XX столетия. От предыдущего поколения, рожденного на заре 60-х годов того же века, их в первую очередь отличали два признака:

1. Организация соединения между станционным и удаленным блоком по одному или нескольким оптическим каналам, предоставляемым в том числе и на базе транспортных SDH-сетей.

2. Возможность оказания абонентам широкополосных услуг, главным образом на основе разных версий технологии DSL.

Другими словами, эти системы из удлинителей и концентраторов абонентской емкости превратились в многофункциональные (мультисервисные) устройства, которые в зависимости от конфигурации могут также служить в качестве DSLAM, концентраторов оптических абонентских линий, ATM- или Ethernet-коммутаторов, маршрутизаторов и т.д.

Что в имени твоем?

Современные многофункциональные цифровые системы абонентского выноса позволяют предоставлять такое широкое разнообразие услуг, что единое (общепризнанное) название для них стало исчезать. Производители, стремясь дистанцироваться от систем прежнего поколения, как только не называют свои продукты.

Первую систему нового поколения на рубеже 80-х/90-х годов прошлого века вывела на рынок американская компания Optilink (позже она была куплена фирмой DSC Communications, которую в свою очередь в 1998 г. поглотил французский концерн Alcatel). Optilink сначала называла свои системы "оптическими абонентскими выносами" (optical loop carriers), поскольку в качестве транспортного средства они использовали оптические линии связи, но позднее начала использовать аббревиатуру NGDLC (DLC нового поколения). Говорят, приставку NG стали применять для того, чтобы подчеркнуть различие с системами SLC корпорации Lucent (в то время еще производственного подразделения AT&T), которые олицетворяли собой понятие DLC, но использовали на транспортном уровне медь. Сейчас ведущий производитель подобного оборудования Alcatel называет свою систему Litespan универсальный мультисервисный узел доступа. Некоторые производители предпочитают название широкополосный абонентский вынос (broadband loop carrier, BLC). Ряд аналитических фирм, включая Infonetics Research, также придерживаются этого термина. В то же время RAD DataCom называет свою систему мультисервисная платформа доступа (Multiservice Access Platform, MAP), ke Kommunikations-Elektronik, купленная недавно австрийской корпорацией Keymile, - гибридная система подключения абонентов (Hytas), Lucent - система доступа по любой среде передачи (AnyMedia Access System), а российский производитель "Натекс" - цифровой мультиплексор абонентского выноса DLC-1100E.

Благодаря возможности предоставлять широкополосные услуги, системы абонентского выноса продолжают пользоваться в экономически развитых странах все возрастающим спросом. Так, по оценке Infonetics, в текущем году только в США объем рынка этих устройств достигнет $810 млн., в 2002 г. он равнялся $676 млн.

К этому можно добавить, что ke поставила различным немецким операторам системы Hytas общей емкостью более 5 млн. портов, еще порядка 2,5 млн. портов установлено в нескольких странах Центральной и Восточной Европы). А вот Lucent в конце прошлого года заключила контракт с южнокорейской компанией KT (бывшей Korea Telecom) на поставку AnyMedia общей емкостью 824 тыс. портов.

Ситуация в России

В России современные многофункциональные абонентские выносы особой популярностью не пользуются. Хотя на нашем рынке свои системы предлагают многие производители - например, Alcatel, Ericsson, ke, Lucent, Marconi, Motorola, NEC, RAD DataCom, Samsung, Siemens ICN и "Натекс" - инсталляции их оборудования единичны. За исключением "Натекс" и ke поставщики не раскрывают объемы поставок в Россию. "Натекс" же, по собственным данным компании, инсталлировал 25 тыс. портов системы DLC-1100E, а ke, по словам главного менеджера этой фирмы по продажам в Восточной Европе Георга Бруннера, заключила контракты с российскими операторами на 30 тыс. портов системы Hytas.

На сегодня ke имеет всего лишь две инсталляции в России. Первая (3000 аналоговых телефонных портов) состоялась в конце прошлого года в сети оператора "СаровСвязьИнформ"; вторая - в июле этого года в Псковской ГТС. Всего в Пскове планируется установить 7 048 портов системы Hytas, в том числе 1 872 до конца текущего года, 1 888 - в следующем году и 3 288 - в 2005 г. Контракт с "СаровСвязьИнформом" предполагает наращивание системы до 9 000 портов

Следует отметить, что в России абонентские выносы нового поколения используются почти исключительного для предоставления услуг традиционной телефонии. По словам Андрея Григорьева, менеджера "Натекса" по продукту DLC-1100E, все 25 тыс. установленных в России портов этой системы являются обычными телефонными. Георг Бруннер из ke утверждает, что поставки в Россию обычно предполагают 10-процентную долю широкополосных xDSL-портов, остальные 90% приходятся на аналоговую телефонию. Вместе с тем г-н Бруннер подчеркнул, что одно из главных достоинств системы Hytas (как, впрочем, и других абонентских выносов нового поколения - Е.Е.) как раз в том и заключается, что оператор может заменять порты по мере появления потребности в новых услугах. Другими словами, интерфейсные модули с аналоговыми телефонными портами можно в любой момент заменить модулями с интерфейсами ISDN (BRI или PRI), xDSL (включая SHDSL и VDSL), 10BaseT (c пропускной способностью 2 Мбит/с), а также оптическими портами.

Российских операторов пока не очень прельщает это несомненное достоинство абонентских выносов нового поколения. Сегодня они не готовы вкладывать в будущее значительные суммы (иностранные системы стоят более $100 за порт). Поэтому, как правило, они довольствуются чисто телефонными выносами, в качестве которых нередко выступают недорогие отечественные АТС и системы уплотнения абонентской линии, а в крайнем случае, отечественными абонентскими выносами российского производства вроде DLC-1100E, которые также стоят дешевле зарубежных устройств.

Вместе с тем руководство "Связьинвеста" требует от МРК более активного внедрения широкополосных услуг. Поэтому можно прогнозировать некоторое оживление спроса на широкополосные абонентские выносы. Так, "Уралсвязьинформ" в текущем году собирается осуществить пять инсталляций системы Litespan 1540 производства Alcatel в Ханты-Мансийском АО и Пермской области. Первая система из этой серии уже установлена в Нижневартовске. Более активному внедрению многофункциональных абонентских выносов будут также способствовать такие факторы, как рост масштабов оптических транспортных сетей, увеличение количества АТС, поддерживающих интерфейс V.5.2, а также продолжающееся снижение цен на абонентское DSL-оборудование.

Псковская ГТС

http://www.gts.pskov.ru

ke Kommunikations-Elektronik

http://www.hytas.de

Lucent Technologies

http://www.lucent.ru

НТЦ "Натекс"

http://www.nateks.ru

Дополнительная информация

"Казахтелеком" заменяет ИКМ-30 на SHDSL (19 августа 2003 г.)

Первая инсталляция Litespan 1540 в России (10 июня 2003 г.)

DLC-1100 обеспечит связью биатлонистов (7 марта 2003 г.)

Новые контракты Lucent (17 октября 2002 г.)

Первая в России AnyMedia установлена в сети ПТС (12 февраля 2002 г.)

DLC-1100E сертифицирован Госкомсвязи РФ (22 июня 1998 г.)

"Связь-Экспокомм '97". "НАТЕКС" представляет систему абонентского выноса DLC-1100E (21 мая 1997 г.)