Возврат
ТелекомВести

11 июня 2003 г.Следующая новость



"Голден Телекому" исполнилось 4 года


10 июня ("Телеком-Форум")

Евгений Евдокименко

Ровно четыре года назад на свет появилось странное образование под именем Golden Telecom, Inc. (GTI). Странное потому, что учреждено оно было в США, а работает исключительно на рынке СНГ и прежде всего в России. Компания возникла не на пустом месте. Она вобрала в себя СНГ'шные осколки шедшего ко дну панъевропейского проекта Сороса под названием Global TeleSystems (GTS). В отличие от остальных осколков телекоммуникационного проекта известного биржевого спекулянта и благотворителя GTI выжила и на сегодняшний день является крупнейшим альтернативным оператором стационарной связи в России.

Крупнейшие альтернативные операторы России (1 кв. 2003 г.)

Компания
Доход, $ млн.
«Голден Телеком»
67,92
«МТУ-Информ»
24,78
«Эквант»
20,88
«Комбеллга»
20,08
«Комстар»
15,44
«МТУ-Интел»
10,24
«Телмос»
7,35
«Коминком»
6,53

Источник: Russian Telecom

По итогам 2002 г. GTI или, что привычнее, "Голден Телеком", чьи акции (именно акции, а не ADR, как у "Ростелекома", "Вымпелкома" и МТС) котируются на американской бирже (NASDAQ), стала прибыльной компанией и, по словам ее президента Александра Виноградова, собирается ежегодно наращивать обороты в среднем на 20%. Компания пока не так сильна, чтобы замахнуться на потребительский рынок, поэтому в обозримом будущем будет продолжать концентрировать свои усилия в корпоративном секторе и на услугах другим операторам, в первую очередь более мощным коллегам из сектора сотовой связи.

Александр Виноградов, перечисляя сегодня достижения вверенной ему компании, особо отметил проекты в интересах московского "Мегафона" и питерского "Вымпелкома". Для первого в столице была построена транспортная сеть, объединившая 100 его базовых станций (БС). Для сестринской компании "Вымпелком" в С.-Петербурге строится еще более крупная транспортная сеть, которая объединит 150 БС. По словам г-на Виноградова, сегодня эта сеть уже обеспечивает работу 100 БС.

В корпоративном секторе главная задача "Голден Телекома" заключается в расширении своего присутствия в регионах и обеспечении там той же номенклатуры услуг, что и в двух столицах. В качестве одного из способов решения этой задачи рассматривается покупка местных поставщиков услуг. В частности, Александр Виноградов заявил, что красноярский "СибЧелендж" уже куплен, хотя в пресс-релизе от 4 июня говорилось лишь о меморандуме о намерениях. У компании есть в наличии свободных $24 млн., часть из которых хоть завтра может пойти на новые приобретения. "Если понадобится больше денег, - заявил президент, - мы займем их на финансовом рынке". Стоит отметить, что Александр Виноградов отказался от комментариев по поводу слухов о грядущем слиянии "Голден Телекома" и "Комбеллги"/"Коминкома". Но, поскольку он их не опроверг, можно вспомнить поговорку "дыма без огня не бывает".

Александр Виноградов отказался также высказаться по поводу степени рыночности нового закона "О связи", который в прошедшую пятницу преодолел в Госдуме второе чтение. Он лишь сказал, что принятие закона в любом случае будет иметь положительное значение, поскольку играть по правилам всегда лучше, чем без них.

Но даже без "Комбеллги" и в условиях игры без правил (абсолютное большинство игроков российского телекоммуникационного рынка, включая представителей Минсвязи и "Связьинвеста", считают действующий закон "О связи" безнадежно устаревшим) "Голден Телеком" занимает весомое место на российском рынке услуг для корпоративных пользователей. По собственной оценке компании, в Москве ей принадлежит 33% в секторе телефонной связи (1 место) и 24% в секторе передачи данных (2 место). В Петербурге "Голден Телеком" отводит себе 2 место на рыке телефонной связи и передачи данных, в Нижнем Новгороде, а также в украинском Киеве – 1 место. По данным компании, она обслуживает в СНГ 300 тыс. телефонных абонентов. Для этого в восьми странах СНГ развернуто 149 точек присутствия, 22 городских и 808 учрежденческих АТС. В Москве, Петербурге и Киеве есть собственные волоконно-оптические сети общей протяженностью свыше 2 тыс. км.

Что касается потребительского рынка (частных пользователей), то "Голден Телеком" работает на нем главным образом в области коммутируемого доступа в Интернет. По России холдинг отводит себе 24% этого рынка, в Москве - 25%. C приходом в "Голден Телеком" в 2001 г. нового главного акционера ("Альфа Групп") и нового руководства интерес компании к потребительскому рынку Интернет-услуг резко упал. Холдинг свернул большую часть контент-проектов, почти перестал рекламировать службу РОЛ, поднял расценки на коммутируемый доступ и резко замедлил (в первую очередь в Москве) развитие соответствующей инфраструктуры. В результате в течение первых трех кварталов 2002 г. количество подписчиков на коммутируемый доступ службы РОЛ выросло всего на 3,3%. Положение исправил IV кв., когда произошел рывок на 26%. Есть большие подозрения, что данный всплеск подписки связан всего лишь с прибавлением соответствующей абонентской базы "Совинтела", полностью присоединенного к холдингу в середине сентября того года. Глава подразделения потребительских услуг "Голден Телекома" Клиффорд Гонтлетт, в январе всячески отрицал эти подозрения, но так и не смог объяснить "Телеком-Форуму" причины этого феноменального роста.

Рост абоненткой базы коммутируемого доступа, тыс. человек

Год
Подписчики
1999
18,6
2000
85,8
2001
185,6
2002
242,2
I кв. 2003
250,0

Источник: «Голден Телеком»

Никаких признаков изменений в отношении руководства "Голден Телекома" к Интернет-бизнесу на потребительском рынке до последнего дня заметно не было. Однако сегодня Александр Виноградов вдруг заявил, что компания собирается в текущем году вдвое увеличить абонентскую базу коммутируемого доступа. Одновременно он фактически отказался объяснить, за счет каких мер будет достигнут такой результат. Он лишь сказал, что рост абонентской базы службы РОЛ сдерживался недостатком мощностей. В течение года компания намерена их значительно нарастить. В частности, в Москве и Петербурге планируется увеличить количество входящих линий доступа на 35% - 40%. Кроме того, г-н Виноградов утверждал, что в нерабочее время для обеспечения коммутируемого доступа частных лиц уже задействуются ресурсы старого «Совинтела». Если данные аналитических служб о резком повышении интереса россиян к Интернет верны, то, возможно, «Голден Телекому» и удастся выполнить поставленную задачу. Лично я в этом сильно сомневаюсь.

Президент "Голден Телекома" также сказал, что в условиях непростых взаимоотношений с региональными монополистами от связи, компания намерена строить свою собственную последнюю милю. В первую очередь ставка делается на радиодоступ, но, по словам Александра Виноградова, компания прокладывает даже медные абонентские линии.

"Голден Телеком"

http://www.goldentelecom.ru

e-mail: achin@gti.ru

Тел.: (095) 797-9300

Дополнительная информация

"Голден Телеком" двинулся за Урал (5 июня 2003 г.)

Слухи: Telenor меняет "Комбеллгу" на долю в "Голден Телекоме" (4 июня 2003 г.)

Городская сеть Gigabit Ethernet в Мурманске (27 мая 2003 г.)

Интернет от "Голден Телекома": больше клиентов - меньше прибыль (29 апреля 2003 г.)

"Голден Телеком": юридическое слияние операторских компаний завершено (21 апреля 2003 г.)

Квартал с "Совинтелом", год с прибылью (7 марта 2003 г.)

"Голден Телеком" построит для "Вымпелкома" транспортную сеть в Петербурге (14 февраля 2003 г.)

"Голден Телеком" совершает рывок на рынке коммутируемого доступа (30 января 2003 г.)

"Голден Телеком" впервые получил прибыль (30 апреля 2002 г.)

"Сорос" не прошел (20 июля 1999 г.)