Возврат
ТелекомВести

4 февраля 2003 г.Следующая новость



Минсвязи обнародовало количественную оценку аудитории Интернет


3 февраля ("Телеком-Форум")

Евгений Евдокименко

В сентябре прошлого года Фонд "Общественное мнение" (ФОМ) опубликовал результаты исследования российской аудитории Интернет, проведенного по заказу Совета по ИТ при Министре РФ по связи. Согласно этому исследованию, базировавшемуся на методиках фирмы Nielsen//NetRatings, в сентябре 2002 г. в России было 8,8 млн. периодических пользователей Всемирной паутины. Стоит подчеркнуть, что опросу подвергались лица, достигшие 18-летнего возраста, а в числе пользователей учитывались только те из них, кто побывал в Интернете хотя бы один раз за предшествующие полгода.

Короче говоря, гремучая смесь Nielsen/NetRatings/ФОМ родила цифру, которая соответствовала 8-процентному проникновению Интернет в российские массы. Наше Минсвязи пришло от нее в такое оцепенение, что в течение последующих почти четырех месяцев не могло выдать собственные данные. Ведь если верить ФОМу, то за неполных 9 месяцев 2002 г. население Рунета выросло более чем в два раза, а в это поверить не мог ни один здравомыслящий человек. Наоборот, крупнейшие российские провайдеры, аккумулировавшие основную часть реальных (платящих) пользователей, говорили о замедлении темпов роста клиентской базы (в 2001 г., по данным Минсвязи, население Рунета увеличилось на 38,7%). Некоторые признанные региональные операторы, правда, рапортуют о значительном росте числа пользователей услуг Интернет, но даже их данные о темпах роста в два, а то и три раза ниже ФОМовских. Сомнительность сентябрьского измерения ФОМ подтвердили результаты его же исследования, проведенного по заказу Минсвязи и Высшей школы экономики двумя месяцами позже. На этот раз ФОМ, в частности, доложил, что лишь 9% россиян хотя бы раз в жизни пользовались Интернетом. Вот это уже похоже на правду, тем более что такую же цифру дает и ВЦИОМ. Другими словами, максимально возможная аудитория Рунет на конец 2002 г. составляла 9,9 млн. человек в возрасте от 18 лет и порядка 13 млн., если учитывать все население, ведь сегодня киберпутешественниками становятся с пеленок.

Можно считать, что с численностью россиян, хотя бы раз за свою жизнь побывавших во Всемирной паутине, все ясно. Ну а сколько же наших сограждан посещают Интернет время от времени и постоянно? В конце января Минсвязи, наконец-то, определило свою предварительную оценку. Ее в интервью "Российской газете" озвучил первый заместитель министра по связи Борис Антонюк. Согласно этим предварительным данным, в минувшем году в России проживало более 6 млн. постоянных пользователей Интернет, что соответствует их увеличению по сравнению с 2001 г. на 39%.

К сожалению, "Российская газета" не уточнила у г-на Антонюка, что Минсвязи понимает под "постоянным пользователем Интернет". Поэтому как-то оценивать эту цифру трудно. В любом случае цифры 6, 9,9 и 13 млн. мало интересуют Интернет-провайдеров всех мастей, поскольку они включают в себя и пап, и мам, и детей, и прочих близких родственников, а за доступ в Интернет платит всего лишь один человек в семье. Грубо поделив самую большую цифру на три, мы получим, что на конец прошлого года российские поставщики услуг Интернет могли рассчитывать максимум на 4,33 млн. потенциальных клиентов. Однако последнее исследования ФОМ говорит о том, что только 3% россиян имели возможность посещать Интернет из собственного дома. Таким образом, российские Интернет-провайдеры привлекли порядка 1,45 млн. реальных домашних клиентов из 4,33 млн. возможных (от корпоративных клиентов абстрагируемся, поскольку их не более пары сотен тыс.). Все это, конечно, довольно грубые расчеты, но о порядке цифр они дают представление.

Главная проблема с привлечением новых клиентов заключается в том, что в России очень мало домашних ПК. По последним данным Минсвязи, в нашей стране работает порядка 13,05 млн. компьютеров. Однако, по данным ФОМ и ВЦИОМ, только 7% россиян имеют их дома. Опять производим деление на 3 и получаем, что домашних ПК в России всего 3,4 млн. шт. (некоторые исследователи утверждают, что в России не наберется и 3 млн. домашних компьютеров). Но даже на 3,4 млн. потенциальных клиентов российским провайдерам рассчитывать не стоит. Часть пользователей домашних ПК не помышляет об Интернете и использует вычислительную технику в качестве пишущих машинок, игровых автоматов и мало ли каких других устройств.

Правда, исследователи компьютерного рынка утверждают, что продажи ПК растут. Так, по данным IDC, в III кв. 2002 г. в России было продано 551,9 тыс. компьютеров. Это на 24,4% больше, чем в соответствующем квартале предыдущего года. Темпы роста продаж портативных ПК выше общих - 32,7%. По предварительным оценкам, IV кв. 2002 г. был еще более успешным. Некоторые производители ПК утверждают, что к концу прошлого года спрос на ПК стал просто ажиотажным. Причем активность проявляли как предприятия, так и массовый потребитель.

Худо-бедно, но связисты тоже увеличивают потенциальную клиентскую базу Интернет-провайдеров. По словам Бориса Антонюка, в 2002 г. ими установлено 2,6 млн. новых телефонных номеров, еще около 3 млн. - в планах на текущий год. В прошлом году количество аппаратов, подключенных к ТфОП, достигло 36,3 млн., а телефонная плотность - 25,3 аппарата на 100 человек населения. Годом раньше она составляла 24,2 телефона на 100 человек.

Фонд "Общественное мнение"

http://www.fom.ru

Дополнительная информация

"Голден Телеком" совершает рывок на рынке коммутируемого доступа (30 января 2003 г.)

Признанные телефонные компании не выполняют социальной функции (6 декабря 2002 г.)

Интернет в России (27 сентября 2002 г.)