Возврат
ТелекомВести

4 декабря 2002 г.Следующая новость



Региональный опыт: выход на рынок IP-телефонии


3 декабря ("Телеком-Форум")

На 7-ой ежегодной конференции по IP-телефонии, прошедшей на прошлой неделе в подмосковном Виноградове, генеральный директор белгородской фирмы "Н Телеком Сервис" (НТС) Денис Пимонов рассказал об опыте этого регионального оператора по выводу на рынок услуг пакетной телефонии.

Компания НТС была создана в 1998 г. с целью предоставления в Белгороде услуг доступа в Интернет и IP-телефонии. Население этого города составляет 400 тыс. человек, средний доход - около 2,5 тыс. руб. в месяц. Основной телефонный оператор - местная "Электросвязь". Следует также отметить, что Белгород находится во II телефонной зоне, при этом довольно значительная часть голосового трафика приходится на международные звонки - в расположенный на расстоянии 80 км украинский Харьков.

Компания НТС появилась на базе местного системного интегратора. Благодаря этому фирма уже имела опыт по созданию различных корпоративных сетей. Первоначально НТС занялась строительством городской беспроводной сети передачи данных (БСПД) в диапазоне 2,4 ГГц на базе точек доступа BreezeCom (позднее список используемого оборудования пополнили устройства Avaya и CompTek). На этом поприще компания добилась заметных успехов, успев за короткий срок подключить более 50 корпоративных клиентов. В процессе создания БСПД оператор закупил шлюз Cisco 2600 и "пробил" у местных связистов поток PRI. Последняя процедура, являющаяся извечной проблемой всех альтернативных поставщиков услуг связи, заняла, по словам Дениса Пимонова, около семи месяцев и вылилась в общей сложности в $20 тыс.

Получив разрешение на подключение к городской телефонной сети, руководители НТС, планировавшие начать предоставление услуг доступа во Всемирную сеть, пересмотрели свои планы. Было решено создать узел IP-телефонии, так как установленное оборудование и единственный канал Е1 в ТфОП не позволяли одновременно приступить к внедрению обоих видов сервиса. Стоит отметить, что в то время в городе не было ни одного VoIP-оператора, как, собственно, и точек присутствия магистральных IP-сетей. Поэтому НТС пришлось арендовать у "Ростелекома" "прозрачный" канал до Москвы, где компания подключилась к одному из столичных операторов IP-телефонии.

Биллинговая система, которая была приобретена на условиях аутсорсинга, позволяла внедрить систему оплаты по карточкам. Так как себестоимость последних относительно высока, а их номинал был довольно низким и составлял от $1 (лидер продаж) до $20, то производство карточек было организовано вручную из картона. Печатались карточки в типографии, после чего упаковывались в пропилен. PIN-код предварительно заклеивался липкой лентой. Таким образом, себестоимость производства предоплаченных карточек была доведена до 30 коп. за шт. Распространялись они через городскую сеть салонов Kodak, насчитывающую более 100 точек.

Клиентами сети RadioEthernet являлись почти все средства массовой информации города, благодаря чему оператор смог провести на условиях бартера широкомасштабную рекламную акцию. IP-телефонный сервис стартовал 1 октября 2001 г., а через два месяца НТС пропускал более 100 тыс. минут в месяц. Число корпоративных VoIP-пользователей перевалило за 150. Быстрый рост популярности услуги потребовал принятия нескольких организационно-технических мер. В частности, на круглосуточный режим работы была переведена служба поддержки. Кроме того, последовала дальнейшая модернизация узла оператора. Для предоставления услуг доступа в Интернет был приобретен шлюз AS5350 компании Cisco Systems. От аренды дорогостоящего выделенного канала НТС отказался, так как в городе к этому времени появились точки присутствия магистральных IP-сетей "Ростелекома" и "ТрансТелеКома", у которых сейчас арендуются порты доступа. С расширением спектра услуг потребовалось наращивать мощность биллинговой системы. В итоге было разработано собственное решение, которое сохранило все возможности предыдущего и помимо этого, стало выполнять функции проксирующего контроллера зоны (gatekeeper), обеспечивая подключение VoIP-оборудования партнеров.

Сегодня, несмотря на то, что у НТС появилось уже четыре конкурента, только "карточные" абоненты, другими словами, физические лица, генерируют свыше 300 тыс. минут в месяц. Улажены все проблемы с местной "Электросвязью", однако до полного взаимопонимания "еще далеко". Компания имеет уже четырех прямых партнеров в области IP-телефонии, подключенных к сети НТС. Запущены в эксплуатацию собственные шлюзы в Харькове, Воронеже и Бишкеке. В Киргизии пока разрешено только "приземление" VoIP-звонков, однако в январе 2003 г. ожидается получение разрешительных документов на полную эксплуатацию бишкекского узла. НТС продолжает развитие и БСПД, на базе которой предоставляются услуги виртуальных корпоративных сетей (VPN) и доступа в Интернет.

"Н Телеком Сервис"

e-mail: Den@n-telecom.ru

http://www.ntsnet.ru

Дополнительная информация

IP-Телефония (ТехФорум)

NetCentrex находит свое место в российских сетях (3 декабря 2002 г.)

"Эквант" увеличил число российских MPLS-узлов до 14 (29 ноября 2002 г.)

IP-телефония в сети "Элвис-Телекома" (29 ноября 2002 г.)

Скоро IP-телефонии не будет (28 ноября 2002 г.)