Возврат
ТелекомВести

23 июля 2002 г.Следующая новость



AT&T терпит поражение на последней миле


22 июля ("Телеком-Форум")

Евгений Евдокименко

Вот уже более 20 лет коммерсанты от телекоммуникаций мечтают осчастливить человечество единым каналом доступа к кладовым знаний, общения и развлечений. В начале 80-х годов прошлого века казалось, что эту задачу можно решить с помощью технологии предоставления интегрированных услуг (ISDN); в начале 90-х - с помощью ADSL и кабельных модемов; сейчас, похоже, основные надежды возлагаются на IP и Ethernet.

Недавно акционеры AT&T согласились на продажу подразделения кабельного телевидения (КТВ) одному из главных своих конкурентов в этой области компании Comcast, тем самым признав, что очередная попытка создания общедоступной сети полного обслуживания потерпела крах.

Как все начиналось

Четыре года назад, 25 июня 1998 г., AT&T объявила о достижении окончательного соглашения о покупке за свои акции на сумму $31,8 млрд. крупнейшего в то время в Северной Америке оператора КТВ Tele-Communications (TCI). Вместе с TCI корпорация AT&T согласилась принять на себя долги приобретаемой компании в размере $11 млрд. и ее обязательства перед третьими фирмами на сумму $25 млрд. Таким образом, общая величина сделки составила примерно $68 млрд. Главным идеологом и локомотивом этой сделки являлся председатель правления AT&T Майкл Армстронг, который хотел превратить оператора дальней связи в поставщика всех мыслимых и немыслимых телекоммуникационных услуг, в первую очередь, конечно, местной и дальней телефонной связи, КТВ и высокоскоростного доступа в Интернет. Другими словами, Армстронг хотел сделать из AT&T еще более громоздкого монстра, чем компания была до 1984 г.

Однако теперь на пути AT&T стояли не только антимонопольные органы, но и выведенные из ее состава региональные операторы местной связи, так называемые детки Бэлла, которые не только не подпускали AT&T к последней миле, но и стремились сами получить доступ к дальней связи, т.е. поиграть на поляне AT&T. В этих условиях Армстронг связал все свои помыслы с операторами КТВ, которые располагали собственной последней милей и в 1996 г. получили право на предоставление услуг телефонной связи и передачи данных.

"Единственной альтернативой могло бы быть строительство собственной абонентской сети, - рассуждал Армстронг, - однако этот путь требует столько времени, что потери от упущенной выгоды и несвоевременного захвата рыночной доли не позволяют его избрать". Кроме того он надеялся, что конечный потребитель пойдет к AT&T косяком, поскольку у компании можно будет получить комбинированный и универсальный сервис дешевле, чем приобретать отдельные услуги у разных операторов. Это был его первый и не единственный прокол. Дальнейшее развитие показало, что большинству пользователей совершенно не нужен универсальный пакет услуг. Многие вполне довольствуются одной - двумя услугами, которые, как оказалось, можно дешевле, а часто и быстрее приобрести у менее громоздких, но более гибких операторов.

Тем не менее направление развития было выбрано, и AT&T купило самого крупного оператора КТВ, получив в одночасье потенциальный доступ к 33 млн. семей, т.е. к одной трети жилого фонда Северной Америки. Собственная инфраструктура TCI охватывала 17 млн. семей, еще 16 млн. потенциальных абонентов могли быть обслужены с помощью партнеров TCI по совместным предприятиям.

4 года спустя

В конце XX века корпорация AT&T вложила огромные деньги в модернизацию наземных сетей КТВ и внедрение систем эмуляции традиционной телефонии в них, а также в покупку операторов эфирно-кабельного телевидения в диапазоне MMDS. Все это обернулось не миллионами новых клиентов, а многомиллиардными долгами. Как оказалось, традиционная телефония в сетях КТВ не смогла конкурировать с услугами обычных телефонных операторов. На широкополосный доступ подписывалось в лучшем случае 10% абонентов КТВ, а всякие мудреные услуги типа видео по запросу или интерактивное телевидение вообще мало кого интересовали. Не получилось у AT&T и с IP-телефонией. Оборудование XX века (стандарт DOCSIS 1.0) оказалось непригодным для предоставления качественной услуги, а серийное производство устройств стандарта DOCSIS 1.1 началось лишь в конце прошлого года. К этому времени акционеры AT&T уже разочаровались в идеях Армстронга, их больше интересовал совсем другой вопрос: где взять деньги для возвращения долгов. Тем не менее, когда Comcast, к тому времени уже третий по величине оператор КТВ в США, предложил купить подразделение КТВ AT&T Broadband, акционеры AT&T восприняли это как оскорбление. Спустя полгода они вынуждены были все-таки принять предложение Comcast и согласились продать AT&T Broadband за $27 млрд. Так бесславно завершилась еще одна попытка создать оператора, способного предоставлять абоненту по одному каналу связи весь комплекс услуг телефонии, передачи данных и видео. Правда, и после завершения сделки с Comcast (это событие должно произойти до конца года) у AT&T останется около 50 млн. индивидуальных и 4 млн. корпоративных клиентов на сервисы телефонной связи и передачи данных. Не будет лишь сетей КТВ, их абонентов и... Армстронга, который уходит в новый Comcast на должность председателя правления.

Новая попытка

А на что же рассчитывает Comcast? Это что, очередная попытка наступить на грабли? С одной стороны, тут слегка попахивает очередным приступом гигантомании, теперь у президента Comcast Браяна Робертса. После объединения с AT&T Broadband он возглавит крупнейшего в США оператора КТВ с более чем 22 млн. абонентов и присутствием в 41 штате страны.

С другой стороны, Comcast считается в Америке одним из самых эффективных операторов КТВ. Возможно, Робертсу удастся поднять эффективность подразделения AT&T до того же уровня, и тогда доходы объединенной компании возрастут, а долги, принесенные с собой AT&T Broadband, уменьшатся. Часть долгов Робертс собирается выплатить за счет продажи имеющихся активов AT&T, Sprint PCS Group и Time Warner Entertainment, не связанных с основной деятельностью компании.

Кроме того, Робертс рассчитывает на новые поступления от услуг местной телефонной связи. Теперь на рынке есть соответствующее оборудование, и в сетях AT&T Broadband все подготовлено для его использования. Comcast уже заключил первые контракты с компанией Arris на поставку головного оборудования передачи данных с поддержкой VoIP. Системы Cadant C4 соответствуют стандарту DOCSIS 1.1, и с их помощью Comcast собирается в середине следующего года вступить в борьбу с традиционными телефонными операторами за предоставление основной телефонной линии в жилом секторе. После серии лабораторных испытаний специалисты компании пришли к выводу, что оборудование Arris вполне зрелое. Сейчас Comcast тестирует его в пилотной зоне в Детройте. Там системы C4 замыкаются на обычные оконечные АТС местного телефонного оператора, но в ходе коммерческой эксплуатации компания собирается применять так называемые программные коммутаторы (softswitch). В будущем это позволит обеспечивать связь между IP-телефонными абонентами Comcast по всей стране без какого-либо задействования ресурсов деток Белла и той же AT&T.

Наконец, Comcast намерен значительно сократить расходы за счет использования автоматизированных систем инициализации услуг и управления кабельными модемами клиентов. Компания уже использует одну такую систему фирмы Sigma Systems. По данным последней, ее система в сети Comcast ежедневно обрабатывает до 30 тыс. заявок на подключение.

На прошлой неделе Comcast объявил, что в целях активизации подключения IP-телефонных клиентов, заключен контракт с корпорацией Lucent Technologies, которая поставит свою подобную систему VitalAccess. Ее планируется использовать для автоматического подключения клиентов в первых коммерческих сетях с поддержкой IP-телефонии в Филадельфии и Детройте. VitalAccess позволяет, в частности, формировать профиль клиента и назначать последнему набор услуг соответствующий этому профилю. Таким образом резко сокращаются временные, а значит, и финансовые затраты на администрирование IP-сетей. Следует отметить, что Comcast уже использует VitalAccess для предоставления услуг по передаче данных. Этот продукт обеспечивает также администрирование мультимедийного сервиса. По словам представителя Comcast Франклина Эйтиаса, система автоматической инициализации сервиса VitalAccess позволяет работать с широким спектром кабельных модемов стандартов DOCSIS 1.0/1.1 различных производителей. Представители Lucent обещают, что после принятия североамериканского отраслевого стандарта PacketCable, призванного обеспечить качество обслуживания IP-трафика в сетях КТВ, система VitalAccess будет поддерживать и его.

Итак, путем сокращения долгового бремени и расходов, а также широкого внедрения IP-телефонии, будущий крупнейший оператор США намерен добиться успеха в суровых экономических условиях современной Америки. Стоит подчеркнуть, что Comcast делает упор на IP-телефонию и высокоскоростной доступ в Интернет. Представители компании практически не обсуждают перспектив таких экзотических услуг, как видео по требованию и интерактивное телевидения, хотя и проводят в ограниченных масштабах соответствующие опыты.

Comcast

http://www.comcast.com

Lucent Technologies

Тел.: (095) 974-1488

http://www.lucent.ru

Дополнительная информация

IDC: Lucent владеет 40% рынка ПО администрирования IP-адресов (16 июля 2002 г.

"Комкор-ТВ" и "Последняя миля" - два берега у одной реки? (4 июля 2002 г.)

Широкополосный доступ в США (6 марта 2002 г.)

Производители с трудом берут планку DOCSIS 1.1 (10 января 2002 г.)

Московские бюрократы мечтают о "Последней миле" (7 декабря 2001 г.)

Первые сертификаты DOCSIS 1.1 (19 октября 2001 г.)

Очередная трансформация AT&T (29 июня 1998 г.)

AT&T покупает крупнейшего североамериканского оператора КТВ (29 июня 1998 г.)

"Инфодом" берется построить в Москве сеть полного обслуживания (4 июня 1997 г.)