Возврат
ТелекомВести

Предыдущая новость29 мая 2002 г.Следующая новость



"Связь-Экспокомм 2002". Российская магистраль для перекачки информационных потоков


28 мая ("Телеком-Форум")

Евгений Евдокименко

В одном из недавних интервью министр связи Леонид Рейман сказал: "Мы убеждены, что эффективное внедрение информационных технологий - одна из основ модернизации российской экономики. Если в прошлом веке основой ее развития было "черное золото", то сегодня - информация и информационные ресурсы. Поэтому на первый план выходят средства связи, магистрали, которые позволяют эти информационные потоки перекачивать".

Приходится констатировать, что в современных экономических и политических условиях общероссийские магистрали, способные перекачивать все возрастающие информационные потоки, имеют возможность строить и эксплуатировать только мощные монополии вроде МПС, "Газпрома", РАО ЕЭС и "Ростелекома", контролируемого Минсвязи.

На прошедшей выставке "Связь-Экспокомм 2002" учрежденный российскими железными дорогами телекоммуникационный оператор "ТрансТелеКом" (ТТК) продемонстрировал возможности одной из двух существующих сегодня общероссийских информационных магистралей. Магистральная цифровая сеть связи (МЦСС) МПС, оператором которой является ТТК, проложена вдоль основных железных дорог и имеет общую протяженность 43,5 тыс. км. В первую очередь МЦСС используется для управления железнодорожными перевозками и реализации новых информационных технологий в системе МПС. Старые сети этого ведомства, включая три отдельные сети передачи данных, в которых применялись разные протоколы передачи, не обеспечивали введение единого финансового учета и создание единой системы управления перевозками.

Новая сеть впитала в себя самые современные технологии, включая MPLS и IP VPN. По утверждению представителей МПС, построение адекватной масштабам Российских железных дорог сети передачи данных на базе универсального протокола IP позволило перешагнуть барьер, стоящий на пути дальнейшего развития информационных систем отрасли. Появилась возможность внедрения систем управления финансами и ресурсами на базе SAP R/3, экономического анализа и прогнозирования, маркетинга и взаимодействия с клиентами (CRM).

Однако МЦСС позволяет удовлетворять телекоммуникационные потребности не только железных дорог, но и других отраслей российской экономики. Новый национальный ресурс, по данным ТТК, был создан за счет увеличения капитальных затрат на строительство МЦСС менее чем на 15%. При этом ожидается, что предложение дополнительной емкости сети внешним потребителям позволит ускорить возврат инвестиций.

Российские путейцы не претендуют на изобретение нового способа зарабатывать деньги. В рыночных экономиках сети железнодорожников и энергетиков уже давно используются в качестве основы построения коммерческих сетей связи, в том числе таких крупных, как Sprint, Global Crossing или KPNQuest. В этой связи интересен такой факт. Сейчас два последних оператора находятся в тяжелом финансовом положении и, если не найдут новых инвесторов, будут признаны банкротами. Однако проблемы Global Crossing и KPNQuest совершенно не волнуют железнодорожников Великобритании и континентальной части Европы, которые несколько лет назад продали этим компаниям своих операторов Racal Telecom и HER и получили за это очень хорошие деньги, которые пошли на развитие их основного бизнеса. Так, британцы выручили за Racal Telecom более $1,5 млрд.

Еще выше взлетели акции "ведомственных" операторов во время сотовой лихорадки на рубеже веков. В 2000 г. зарегистрирован ценовой рекорд в мировой отрасли телекоммуникаций. Немецкая компания Mannesmann Arcor, построившая сотовую и фиксированную сети на излишних ресурсах местных железнодорожников и металлургов, была куплена в то время крупнейшим в мире сотовым оператором Vodafon за $182 млрд. После такой суммы даже неудобно называть доход немецких энергетических компаний RWE и VEBA, который они получили от продажи своей доли в четвертом по величине немецком сотовом операторе E-Plus, построившем свою сеть на магистральных каналах этих энергетических компаний. Голландская KPN заплатила им на двоих всего лишь 7,4 млрд. евро.

Перечисляя суммы, вырученные немецкими железнодорожниками, металлургами и энергетиками от продажи созданных ими коммерческих операторов, я совершенно не пытаюсь спрогнозировать возможный доход российских железных дорог, если они вдруг когда-нибудь в будущем захотят (и им дадут) продать ТТК. Я имел в виду совсем другое. Если бы немецкие "ведомства" не вкладывали деньги в современную телекоммуникационную инфраструктуру, то в Германии не появилось бы три из четырех мощнейших оператора сотовой связи, эта страна не стала бы европейским лидером в этой области связи, правительство ФРГ никогда бы не получило почти $50 млрд. только от продажи лицензий на частоты для сетей 3G, а крупнейшие телекоммуникационные операторы Vodafon, British Telecom и KPN не стояли в очереди, чтобы купить соответственно Mannesmann Arcor, Viag Intercom и E-Plus.

Короче говоря, немецкие "ведомства" активно участвовали в создании национальной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. А такую деятельность, как сказал на 4-м Всероссийском совещании руководителей ведомственных организаций электросвязи первый заместитель министра связи РФ Юрий Павленко, следует рассматривать как важнейший фактор подъема национальной экономики, роста деловой и интеллектуальной активности общества, укрепления авторитета страны в международном сообществе.

Во второй половине 90-х годов прошлого столетия к построению российской информационно-телекоммуникационной инфраструктуры попытались подключиться российские ведомства и корпорации. Почти одновременно тремя крупнейшими из них - "Газпромом", МПС и РАО ЕЭС - были созданы коммерческие операторы "Газтелеком", ТТК и "Энифком", перед которыми была поставлена цель строительства современных цифровых сетей связи. Руководство этих ведомств полагало, что новые корпоративные сети не только повысят эффективность внутреннего управления, но и станут дополнительным источником окупаемости затрат, связанных с переходом на цифровые технологии. По данным генерального директора "Газтелекома" Александра Гордеева, анализ инвестиционных проектов, решавших аналогичные задачи, показал, что 1 рубль, вложенный в связь, позволяет получить прибыль от основной деятельности порядка 20-25%.

Вышеназванным операторам предполагалось передать всю существующую инфраструктуру корпоративной системы связи, и перевести ее на коммерческую основу. Наличие собственного оператора позволяло решать еще одну важную задачу - прибыль, получаемая от выполнения заказов ведомств, не уходила на сторону, а реинвестировалась в дальнейшую реализацию проекта модернизации корпоративной связи.

На сегодня почти все задуманное удалось осуществить только железнодорожникам. "Энифком" прекратил свое существование ровно год тому назад, но РАО ЕЭС намерено предпринять вторую попытку под торговой маркой "ЕЭС Телеком". "Газтелеком" сосредоточился на международных проектах. По словам Александра Гордеева, в текущем квартале должно завершиться сооружение ВОЛС Москва-Берлин протяженностью около 2300 км. На текущий год намечено начало строительства ВОЛС Москва-Турция вдоль газопровода "Голубой поток".

Итак, на сегодняшний день в коммерческой эксплуатации находится лишь МЦСС МПС России, оператором которой является ТТК. Волоконно-оптическая сеть железнодорожников, по словам представителей ТТК, способна обеспечить предоставление современных услуг связи более чем в 950 населенных пунктах страны. ТТК позиционирует себя в качестве поставщика услуг на базе новых технологий. Как заявил на уже упоминавшемся 4-м Всероссийском совещании, проходившем одновременно с выставкой "Связь-Экспокомм 2002", тогда еще первый заместитель министра путей сообщения Александр Мишарин, ТТК предпочитает не воевать за старое, а создавать новое. Ли Спаркман, старший вице-президент ТТК по коммерческой политике, уже на выставке так разъяснил этот тезис: "Мы не занимаемся коммутируемой голосовой связью, передачей данных по протоколам Х.25 и frame relay. Мы предлагаем услуги на базе протокола IP и строим мультисервисные виртуальные корпоративные IP-сети с помощью технологии MPLS". Может быть единственной "старой" услугой ТТК является сдача в аренду каналов связи. Но и здесь компания пошла по иному пути - она не берет плату с клиентов за скорость предоставляемого канала. Пользователь платит только за реально переданный трафик. При этом, как утверждает вице-президент дирекции по развитию продуктов и услуг Евгений Николаев, ТТК, располагая SDH-сетью уровня STM-16 (2,5 Гбит/с), никак не ограничивает клиентов по полосе пропускания. Те могут подключаться на любой скорости, зная, что плата за канал от этого не зависит. Компания ведет поиск поставщика DWDM-оборудования, чтобы на наиболее востребованных участках сети еще больше увеличить ее пропускную способность.

ТТК претендует и на определенный сегмент мирового телекоммуникационного рынка. До сих пор деньги транснациональных корпораций, пользующихся линиями связи между Европой и Азией, обходят Россию стороной. ТТК хочет изменить эту ситуацию и направить часть международного транзита по своей сети. А побороться есть за что. По данным компании, телекоммуникационный транзитный рынок между Европой и Азией вырастет к 2007 г. до $4 млрд. Объем транзитного рынка только между странами СНГ и остальным миром - до $330 млн. По словам г-на Мишарина, ряд зарубежных аналитиков полагают, что ТТК может рассчитывать на 10-15% трафика между Европой и Азией.

У МЦСС МПС России есть целый ряд преимуществ, позволяющих успешно конкурировать с зарубежными операторами волоконно-оптических сетей. Например, при передаче сигнала из Лондона в Гонконг через США необходимо преодолеть 23 тыс. км. То же самое получается при использовании евроазиатских морских систем. При использовании российской транзитной сети расстояние сокращается приблизительно до 12 тыс. км. Во временном выражении соотношение выглядит как 225 к 90 мс.

Другим преимуществом МЦСС МПС по сравнению с подводными кабельными системами является высокая степень резервирования. По данным ТТК, на организацию обхода поврежденного участка требуется всего 55 мс. Само повреждение кабеля в любой точке ТТК берется устранять в течение 4 - 6 часов. В случае подводного кабеля на это может уйти несколько недель.

Правда, у ТТК есть и одно слабое место, которое сильно затрудняет выход компании на международный рынок транзита. Имеющиеся лицензии не позволяют компании предоставлять в аренду транзитные каналы связи, хотя такого ограничения нет в лицензиях Минсвязи России, выданных даже иностранным компаниям, например, Telia, Sonera, Equant, Cable Wireless, Teleglobe и DeTeSat. А ведь те кормят совсем другие правительства и армии.

Конечно, ТТК может легко обойти это ограничение, заключив с клиентом не один контракт, а два (например, на предоставление каналов Стокгольм-Москва и Москва-Гонконг). Однако такая казуистика несомненно снижает конкурентоспособность российского оператора по сравнению с иностранными компаниями. Она увеличивает число участников контракта и количество стыковочных узлов, а также время, необходимое на оформление документов. По существу, запрет на транзит ограничивает возможности российской компании осуществлять экспорт высокотехнологичных услуг.

Есть у ТТК и много других проблем, связанных с неравноправным положением в нашей стране операторов различной ведомственной принадлежности. В стране, где один из игроков рынка является одновременно и его регулятором, от этого никуда не денешься. Сейчас поступают сигналы, что Минсвязи активизировало попытки подмять под себя ТТК и получить право на распоряжение емкостью МЦСС МПС. Перефразируя один из тезисов начальника Управления технологической связи "Газпрома" Владимира Ростенко, подготовленных им к 4-му Всеросийскому совещанию, можно сказать, что сохранение на рынке услуг связи РФ неравноправных условий для операторов разной формы собственности тормозит приток инвестиций в отрасль "связь" и, в конечном итоге, существенно замедляет процесс телефонизации и информатизации России.

Минсвязи пытается обвинить другие ведомства, вносящие посильный вклад в создание общероссийских информационных магистралей, в том, что они занимаются не своим делом. Однако, еще в 1998 г. начальник службы телемеханики и связи ЦДУ ЕЭС России Вячеслав Ишкин предупреждал, что именно тарифная политика контролируемого Минсвязи "Ростелекома" приводит к тому, что ведомствам оказывается выгоднее строить собственные сети связи, чем пользоваться услугами этой организации.

В заключение позволю привести выдержку из мартовского обзора "Объективно обусловленный процесс":

"Либерализация отрасли связи объективно неизбежна. И "виновниками" ее начала в России станут не ВТО, не компрадорская буржуазия и не всемирный заговор сионистов, а всего лишь современные технологии. Прошло то время, когда для рытья каналов, строительства гидроэлектростанций и взаимоувязанных сетей связи (ВСС) требовалось напряжение всех ресурсов государства. Сегодняшние технологии и стандарты позволяют большим и самым маленьким сетям взаимоувязываться по умолчанию. Ярчайшим примером такой всемирной ВСС является Интернет".

ЗАО "Компания ТрансТелеКом"

Тел.: (095) 784-6670

http://www.transtk.ru

Дополнительная информация

"ТрансТелеКом" представляет новый общенациональный ресурс (7 мая 2002 г.)

Первые пользователи современных IP-услуг "ТрансТелеКома" (24 апреля 2002 г.)

"ТрансТелеКом" (март 2002 г.)

Корпоративная сеть МПС созрела для модернизации (25 сентября 2000 г.)

Немцы продолжают распродажу Родины (18 августа 2000 г.)

Vodafone Airtouch и Mannesmann бьют рекорды (7 февраля 2000 г.)

Первые шаги (24 декабря 1999 г.)

Драчка на сотовом рынке Германии (14 декабря 1999 г.)

Global Crossing покупает британский "ТрансТелеком" (9 декабря 1999 г.)

Будни ведомственных сетей связи (5 мая 1999 г.)

Mannesmann Arcor покупает кусок Otelo (5 апреля 1999 г.)

Призрак коллективизации бродит по отрасли связи (3 февраля 1999 г.)

Кризис подстегивает выставочную активность российских отраслей (19 ноября 1998 г.)