Возврат
ТелекомВести

Предыдущая новость9 ноября 2001 г.Следующая новость



Юбилей российской IP-телефонии


8 ноября ("Телеком-Форум")

Евгений Евдокименко

IP-телефонии исполнилось 5 лет. Причем не только мировой, но и российской. Датой рождения технологии передачи голосового трафика по протоколу IP считается август 1996 г., когда израильская компания VocalTec завершила тестирование шлюза, позволяющего традиционным (канальным) телефонным и IP- (пакетным) сетям без труда обмениваться между собой телефонным и факсимильным трафиком. В Россию первый шлюз VocalTec усилиями компании "КомпТек" поступил тремя месяцами позже и тогда же, как вспоминает Игорь Чиж, менеджер по продуктам IP-телефонии этой фирмы, был продан осетину по имени Алан из американского шт. Минесота, который организовал первый в России IP-телефонный канал, связавший московский город-спутник Зеленоград с далекой Минесотой. Серийный номер первого "российского" VocalTec Telephony Gateway впечатляет - 000020, т.е. Россия присоединилась к освоению IP-телефонии тогда, когда во всем мире было продано всего 19 устройств, обеспечивающих этот вид связи.

Вспомним былое

Самое интересное, что в 1996 г. даже термина "IP-телефония" не существовало. В то время технология передачи голоса по протоколу IP являлась частью CTI, или по-русски - компьютерной телефонии, т.е. одним из методов интеграции компьютерных и телефонных технологий. По словам Игоря Чижа, оборудованием компьютерной телефонии называли специализированные платы расширения для ПК, а "системой компьютерной телефонии" - ПК, оснащенный такими платами и подключенный через них к телефонной сети общего пользования (ТфОП). Естественно, такая система включала в себя специальное прикладное ПО, выполняющее функции коммутации телефонных линий, озвучивания баз данных, офисного автосекретаря, экстренного оповещения, справочной службы и т. д.

Правда, уже тогда существовал и другой термин - Internet-телефония. Он проник в Россию, по словам Валерия Костюнина из Tario Trading, в декабре 1995 г. вместе с программкой голосового Internet-чата VocalTec IPhone. Наверное, многие интернетчики помнят этот инструмент и свои попытки с помощью микрофона и наушников (колонок), подключенных к звуковой плате ПК, бесплатно поговорить с каким-нибудь иностранцем в Штатах, Германии, Израиле и т.д.

Они были первыми

Хотя второй "российский" IP-телефонный шлюз уже зимой того же 1996 г. приобрела московская фирма Plug Communications (к сожалению, она не дожила до 5-летнего юбилея IP-телефонии), ведущую роль в первоначальном продвижении этой технологии в России сыграли две компании - Tario и "АМТ-Линк" (последняя позже вошла в состав RGC). Первая еще с 1995 г. сотрудничала с VocalTec по продаже ее ПО IPhone. С появлением IP-шлюза руководители компании и, прежде всего Валерий Костюнин, увидели безбрежную перспективу нового устройства и уже в начале 1997 г. приступили к развертыванию опытной российской сети IP-телефонии. К сентябрю 1997 г., когда состоялась 2-я международная конференция по компьютерной телефонии, она насчитывала восемь узлов. На той конференции, в названии которой еще отсутствовала аббревиатура IP, Валерий Костюнин, а также Андрей Шишло из "АМТ-Линк" впервые рассказывали широкой аудитории (в работе конференции участвовало 150 человек) о российских опытах в области Internet-телефонии (отметим: год спустя после прихода IP-телефонии в Россию это словосочетание еще не употреблялось пионерами ее продвижения).

Поскольку 2-я конференция по компьютерной телефонии не имеет прямого отношения к Дню рождения российской IP-телефонии, напомним лишь еще один факт из ее истории. Начальник отдела Кемеровской ГТС Александр Кудрявцев высказал тогда мнение, что региональные предприятия электросвязи вскоре могут выступить в роли провайдеров услуг Internet-телефонии. Это был единственный человек, которому в голову пришла такая "глупость". Большинство представителей признанной электросвязи практически не заметили сообщений Валерия Костюнина и Андрея Шишло.

5 лет спустя

На следующей неделе компания "КомпТек" проводит 6-ю международную конференцию по IP-телефонии. На самом деле она будет "Первой". Дело в том, что словосочетание "IP-телефония" в названии ежегодно организуемых фирмой "КомпТек" форумов появилось лишь в 1999 г. Однако и 4-я, и 5-я конференция, прошедшая в прошлом году, имели в своем названии legacy словосочетание "компьютерная телефония", т.е. не были native IP. Только юбилейный 2001 г. все расставил по своим местам - впервые "КомпТек" проводит pure конференцию по IP-телефонии.

Я думаю, что организация этой конференции далась сотрудникам "КомТек" тяжелее всех предыдущих. Буквально до 2000 г. конференции этой компании являлись чуть ли не единственным полем притяжения для всех пионеров IP-телефонии. Однако, начиная с прошлого года, мероприятия по этой теме стали проводить все кому не лень. Весной текущего года дело дошло до того, что к сонму конкурентов "КомпТек" присоединился Международный союз по электросвязи (МСЭ), который также, наконец-то, признал IP-телефонию в качестве существенного фактора мировой телекоммуникационной жизни, роль которого возрастает с каждым годом. Примечательно, что МСЭ озаботился проблемами IP-телефонии тогда, когда трафик этого вида составлял всего 1% от всемирного телекоммуникационного трафика (итог 2000 г.). В этом году, по последним прогнозам, на IP-телефонию придется 6% международного трафика. То ли еще будет через пару другую лет.

Несмотря на растущую с каждым месяцем конкуренцию, мероприятия "КомпТек" могут сохранить свое единственное и сразу узнаваемое лицо. Во-первых, в конференциях "КомпТек" основную роль всегда играют люди, которые непосредственно двигают IP-телефонию в массы и бизнес. Если взять операторов, то с самого начала это были «Тарио» и RGC ("Ринотель"); затем к ним присоединились ОСС, "Глобал Один" (Equant), "Ситек" и ряд других компаний; теперь на авансцену выходят "Ростелеком", "Совинтел" и Telia. Во-вторых, на конференциях "КомпТека" всегда пытаются найти пути решения самых жгучих проблем. Так, на прошлогоднем мероприятии у всех на устах была проблема совместимости IP-телефонных систем, в этом году главные темы - SIP и приложения. "Сегодня, - говорит директор по развитию бизнеса "КомпТек" Игорь Масленников, - уже никого не надо убеждать, что IP-телефония - это всерьез и надолго. Но до сих пор не разработана приемлемая бизнес-модель, позволяющая зарабатывать деньги. Ведь главная проблема IP-телефонии заключается в том, что благодаря ей игроки мирового телекоммуникационного рынка в общей сложности заработали миллиарды долларов, а потеряли триллионы".

Есть понимание того, что заработать можно, лишь внедряя новые сервисы. Но за какие из них захочет платить клиент, практически никто не знает. Игорь Масленников считает, что новые перспективы для создания доходных бизнес-моделей открывает протокол SIP. "На его базе, - говорит он, - создавать новые виды сервисов несравненно легче и дешевле. За 40 лет существования цифровой телефонии придумали 800 интеллектуальных услуг. Абсолютным большинством из них так никто и не пользуется. Сила платформы IP заключается в том, что за то же время и с привлечением тех же материальных и человеческих ресурсов можно создать на порядок больше услуг и дать их испробовать людям. Какие-то из них окажутся востребованы. И я не сомневаюсь, что этих востребованных сервисов на базе IP-платформы будет значительно больше, чем десяток нашедших спрос услуг интеллектуальных сетей. Более того, сервисы на базе платформы IP будут богаче и интереснее".

Есть все основания полагать, что в реализации всемирной и всеобъемлющей IP-платформы протокол SIP будет более успешным, чем стек H.323. Последний рожден телефонистами и, по сути, является их попыткой "запихнуть" традиционную телефонную сигнализацию в IP-пакеты. SIP разработан интернетчиками из IETF и базируется на получивших признание у всех сетевиков протоколах HTTP и SMTP. Мало того, что SIP значительно проще H.323 (спецификации первого и второго занимают соответственно 150 и 700 страниц), он преодолевает все проблемы с сигнализацией и почти все - с совместимостью оборудования. SIP превращает в рутинную операцию звонок с использованием любого IP-терминала, будь то настольный или карманный ПК, или, например, мобильный терминал третьего поколения (3G). Так, представители компании Alcatel, на оборудовании которой строится опытная зона 3G сотового оператора "ВымпелКом", утверждают, что инфраструктура UMTS их компании и протокол SIP позволят абонентам "ВымпелКома" пользоваться такими мультимедийными приложениями, как чат, многосторонняя аудио- и видеоконференция, потоковое видео, загрузка музыкальных файлов в формате MP3. То же самое обещает пользователям ОС Windows XP корпорация Microsoft, которая встроила в нее поддержку SIP.

Конечно, широкое принятие SIP-возможностей операционных систем и IP-терминалов со стороны пользователей во многом зависит от качества связи, которое в свою очередь определяется совершенством сетевой инфраструктуры. Например, современная инфраструктура сети "ВымпелКома" не позволяет начать коммерческое предоставление услуги GPRS, что уж говорить о мультимедиа, UMTS и SIP.

В то же время многие поставщики услуг IP-телефонии утверждают, что уже сейчас выйти по IP-каналу в ТфОП не представляет никаких трудностей, в том числе технологических. Исполнительный директор компании "ИнкомТел" Константин Бондарь считает, что сегодня общедоступные Internet-каналы "Ростелекома" позволяют осуществлять передачу голоса по IP с качеством, практически не уступающим традиционной голосовой связи.

И самое главное, по словам Игоря Масленникова, буквально за последней год кардинально изменилось отношение традиционных операторов как к самой IP-телефонии, так и к поставщикам основанных на ней услуг. Первые перестают относиться ко вторым как к расхитителям трафика и начинают налаживать с ними партнерские отношения. Например, с "Тарио" заключили соглашения "Ростелеком", "Макомнет" и "Телмос".

Директор по маркетингу "МТУ-Информ" Дмитрий Дронов считает, что по мере наращивания производительности магистральных каналов и, как следствие, улучшения качества передачи голоса по IP-сетям эта технология станет более интересной и для крупных операторов. Справедливость слов г-на Дронова подтверждает активность региональных агентов "Ростелекома", которые один за одним объявляют о начале предоставления услуг IP-телефонии.

"КомпТек"

http://www.comptek.ru

E-mail: jil@comptek.ru

Дополнительная информация

IP-Телефония (ТехФорум)

Американцы предпочитают звонить в Россию по IP (8 ноября 2001 г.)

Инициатива Microsoft пока не нашла отклика в России (5 ноября 2001 г.)

"Инфоком-2001". Услуги IP-телефонной связи (26 октября 2001 г.)

"Связь-Экспокомм-2001". SIP в российской сети (18 мая 2001 г.)

IP-телефония как средство борьбы с монополизмом (февраль 2001 г.)

Компьютерная и IP-телефония: подведение итогов за 2000 г. (23 ноября 2000 г.)

Конференция победителей (6 декабря 1999 г.)

Открылась третья ежегодная конференция по компьютерной телефонии (18 ноября 1998 г.)

Internet-телефония на Второй международной конференции по компьютерной телефонии (24 сентября 1997 г.)