Возврат
ТелекомВести

Предыдущая новость10 августа 2001 г.



Тарифы решат будущее 3G


9 августа ("Телеком-Форум")

Исследования, проведенные европейским подразделением компании Yankee Group, свидетельствуют о том, что высокие и негибкие тарифы, предложенные первыми операторами сетей GPRS, представляют угрозу для внедрения мобильных сетей третьего поколения (3G). В отчете Yankee Group Europe делается вывод: первые тарифные планы на сервис GPRS, особенно для потребительского рынка, неприемлемо дороги.

"Вполне понятно стремление операторов как можно быстрее окупить расходы на создание сетей 2,5G/3G и внедрение соответствующих услуг, - комментирует свой вывод Фарид Юнус, старший аналитик Yankee Group Europe и автор отчета "Тарифы на мобильную передачу: Захотят ли европейские потребители платить? (Mobile Data Pricing: Will European Consumers Pay a Packet?). - Однако мы сильно сомневаемся в том, что потребители с энтузиазмом встретят высокие и непонятные для них тарифы, что поставит под угрозу формирование массового рынка услуг 3G".

В документе анализируются тарифы 29 западноевропейских операторов, уже объявивших расценки на свои услуги GPRS, и отмечается, что большинство из них выбрали модели, базирующиеся на объемах передаваемых данных и включающих в себя некоторое количество "бесплатных" Кбайт. Это означает, что связанная стоимость одного мегабайта (bundled price per megabyte - BPMB) минимальна в том случае, если абонент "выберет" бесплатные Кбайты полностью.

Отмечается, что особенно неконкурентоспособны те тарифные планы для индивидуальных пользователей, которые не предусматривают скидок в зависимости от объема скаченных данных. Сейчас BPMB колеблется от $5 у Vodafone до $46 у Panafon и max.mobil. Другими словами, если абонент Panafon скачивает 100 Мбайт в месяц, он должен платить больше $4600. Эта - непомерно высокая цена.

Тарифы для корпоративных клиентов более умеренны: например, BT Cellnet взимает $75 в месяц за 50 Мбайт, что при полной реализации квоты соответствует BPMB равной $1,51.

Из семи GPRS-операторов, рассматриваемых в докладе, наиболее дешёвый пакет предложил итальянский TIM - 60 Мбайт за $34,24 плюс $1,71 за каждый Мбайт сверх квоты. Наиболее высокие тарифы у max.mobil ($359 за 100 Мбайт) и Telefonica ($333 за 100 Мбайт).

В качестве примера удачной ценовой модели приводится тариф NTT DoCoMo на чрезвычайно популярную услугу i-mode. Главное отличие здесь - низкая абонентская плата. Для индивидуальных пользователей она составляет всего $2,78 в месяц, в то время как операторы GPRS "дерут" $27. Как отмечается в докладе, для услуг GPRS и 3G "минимизация расценок на многократный доступ - в интересах самих операторов".

"По сравнению с услугами по передаче данных в стационарных сетях, действующие тарифы, скажем, на услуги GPRS чрезвычайно неконкурентоспособны и должны быть резко снижены", отмечается в докладе. И в самом деле, мобильные пользователи платят на 73% больше при потреблении небольших объемов данных и на 1000% больше за 100 Мбайт. В докладе делается вывод, что GPRS становится неконкурентоспособным по сравнению с выделенными линиями при объемах менее 500 кбайт и с ADSL - начиная с 2 Мбайт. Однако авторы оговариваются, что GPRS и не должен конкурировать со стационарными сетями, поскольку является уникальной услугой.

Доклад Yankee Group рисует мрачную картину первоначального продвижения GPRS. Британский оператор BT Cellnet, запустивший GPRS в июне 2000 г., к апрелю 2001 г. продал только 500 телефонов 35-ти корпоративным клиентам. А шведский Europolitan, который запустил услугу в декабре 2000 г., в течение двух последующих месяцев продал только 100 телефонов. Правда, Yankee Group отмечает, что эти неудачи связаны также с высокими ценами на GPRS-телефоны, ограниченными зонами покрытия и низкими скоростями передачи данных.

Важным элементом ценообразования в будущем, по данным Yankee Group, будет обеспечение качества обслуживания (QoS). Корпорации будут готовы платить более высокие тарифы при заключении соглашений об уровне обслуживания (SLA).

Модель ценообразования, рекомендуемая Yankee Group, объединяет три различные модели, которые должны применяться в зависимости от вида услуг. Передача данных фиксированного объема, например, видеооткрыток или SMS, должна тарифицироваться "поштучно"; электронная почта и Web-серфинг - по объёму информации, а сервис, предоставляемый в реальном масштабе времени (игры или конференц-связь), - повременно.

Завершается доклад следующим выводом: с учетом современной разницы тарифов на голосовую связь в мобильных и стационарных сетях цены в сетях GPRS и 3G должны быть не выше $2 за Мбайт, а при формировании массового рынка - еще ниже.