Возврат
ТелекомВести

Предыдущая новость4 сентября 2000 г.Следующая новость



Звоните позже


1 сентября ("Телеком-Форум")

Евгений Евдокименко

На этой неделе крупнейший российский сотовый оператор "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) и известная Internet-служба Port.ru объявили о намерении сотрудничать в областях мобильной торговли (m-commerce) и освоения WAP-технологий.

Мобильная торговля - это один из видов электронного бизнеса (e-business), правда, самый многообещающий. М-commerce предоставляет уникальные возможности для приближения товаров и услуг к конечному потребителю, а также для установления с ним практически постоянной связи, в том числе с помощью ресурсов Internet. Другими словами, сейчас нет и в обозримом будущем не появится другого сравнимого с мобильным телефоном инструмента, с помощью которого торговец в любую минуту и почти в любом месте может сказать г-ну Потребителю: "Чего изволите?".

Храните деньги в телефоне

Судя по выступлениям представителей МТС и Port.ru, партнеры решили сосредоточиться на двух областях применения мобильной торговли:

- выбор и покупка товаров с использованием ресурсов сотовой сети;

- использование мобильного телефона в качестве электронного кошелька.

Главная роль в совместных проектах МТС и Port.ru отводится торговой Internet-системе Torg.ru. Партнеры хотят научить наиболее состоятельную часть владельцев сотовых телефонов нажимать более семи клавишей на своем мобильнике и обходиться при срочных покупках без помощи секретарш и помощников. Начать еще в текущем году планируется почему-то с пиццы. Наверное, маркетинговые исследования авторов проекта показали, что большинство абонентов МТС обожает это итальянское кушанье. Западные эксперты полагают, что опыты с m-commerce надо начинать с продажи билетов на транспорт и увеселительные мероприятия, а также с таких стандартных товаров как книги, музыкальные и видеодиски.

Сбыт пиццы, а затем и других товаров и услуг, предлагаемых на виртуальном торжище Torg.ru, планируется организовать в двух вариантах - WAP'овском и Web'овском. В первом случае клиент будет осуществлять поиск, заказ и оплату необходимого товара (услуги), полагаясь исключительно на собственный WAP-совместимый телефон. С этой целью в меню WAP-сервиса МТС появится дополнительный раздел "M-commerce" (рабочее название, которое в реальном меню может звучать по-другому).

Второй, Web'овский вариант подразумевает выполнение первых двух операций на HTML-сайте www.torg.ru, т.е. с помощью обычного стандартного браузера, установленного на каком-либо ПК - рабочем, домашнем или портативном. После того, как в меню "Вид платежа" покупатель выберет пункт "Мобильный" и нажмет "Ok", он получит вызов на мобильный телефон, и оператор торговой системы попросит подтвердить факт покупки и указать место ее доставки. После ответа на эти два вопроса потребитель сможет ожидать доставки товара в течение срока, указанного на Web-сайте компании Port.ru.

Оба варианта имеют одно общее: и в первом, и во втором случае оплата покупки производится по безналичному расчету, путем списания со счета клиента в компании МТС суммы, соответствующей стоимости товара (услуги). Другими словами, мобильный телефон должен обогатиться еще одной функцией - электронного кошелька.

Не оставляйте электронный кошелек без присмотра

Наращивание функциональности сотового терминала потребует от МТС решения большего количества проблем. Шагит Резников, директор службы новых технологий и услуг МТС, к главным из них отнес:

- юридические (фактически МТС придется заняться банковской деятельностью);

- связанные с вопросами налогообложения;

- изменения отношения абонентов к сотовому телефону (по словам г-на Резникова, многие абоненты просто боятся выполнять с телефоном какие-либо операции, выходящие за рамки набора номера);

- авторизации покупки.

Остановимся на последней проблеме. Авторы проекта связывают ее решение с так называемым модулем беспроводной идентификации (Wireless Identification Module, WIM). Прототип такого модуля был показан компаниями Nokia и KPN в начале этого года на выставке CeBIT. Однако, о начале производства WIM-карт еще никто не объявлял. Более того, фирмы Ericsson, Motorola и Nokia только в мае приступили к разработке единых спецификаций на этот модуль. Если спроецировать ситуацию с наполнением российского рынка WAP-телефонами на перспективу появления на нем в достаточном количестве стандартизированных WIM-модулей, то абонентам МТС следует их ждать не раньше осени следующего года, а до этого придется добывать пиццу в лучшем случае по Web'овскому варианту. Правда, и WIM-модуль не решит всех проблем с авторизацией. Он, например, не помешает какому-нибудь шутнику воспользоваться телефоном вышедшего покурить коллеги для заказа угощенья на всех сотрудников фирмы.

Вот немецкая компания paybox.net предлагает платежную систему, которая уже сейчас позволяет не бояться за свой электронный кошелек в мобильнике. Например, чтобы заплатить за, пардон, пиццу, требуется сообщить ее разносчику номер своего сотового телефона. Тот звонит в торговую систему и сообщает оператору этот номер и сумму, которую надо снять со счета покупателя. Секундой позже система в автоматическом режиме перезванивает клиенту и просит его дать согласие на оплату покупки. Тому для авторизации платежа достаточно набрать на телефоне специальный PIN-код, который он получил при регистрации в системе. И только после этого с его счета будет списана необходимая сумма, а на телефон придет короткое сообщение (SMS) с благодарностью за покупку. К сожалению, ничего подобного МТС и Port.ru пока предлагать не собираются.

Сотовая связь и Internet

В период отсутствия WIM-модулей МТС и Port.ru планируют внедрить WAP-версию бесплатной почтовой службы Mail.ru, обеспечить на базе технологий WAP и SMS доступ абонентов МТС к информационным каналам Агентства торговых новостей (АТН) и персональному электронному помощнику Base.ru.

Представители компании Port.ru не сообщили, пользуется ли сейчас кто-нибудь их Internet-органайзером Base.ru. На мой взгляд, человек, осознавший потребность в подобном действительно полезном инструменте повышения эффективности своего труда, давно уже обзавелся карманным компьютером типа Palm'а и не будет тратить время и деньги на то, чтобы планировать свое рабочее время на удаленном компьютере, доступ к которому возможен лишь со скоростью 9,6 кбит/с (максимальная скорость передачи данных в современных сетях GSM). Другое дело - корпоративный органайзер, предназначенный для организации работы целого коллектива. Многие зарубежные софтверные компании работают над такими решениями. Есть планы по предложению подобной услуги корпоративным клиентам и у МТС c Port.ru. Только отнесены они в неопределенное будущее.

В обозримом же будущем партнеры смогут найти реальных пользователей лишь для WAP-версии Mail.ru и АТН. Для МТС это будет действительно m-commerce, ведь за доступ к названным бесплатным службам абоненты будут платить звонкой монетой по соответствующему тарифу оператора.

Что же касается Port.ru, то руководители этой компании, вступая в альянс с МТС, в краткосрочной перспективе преследуют, по-видимому, одну единственную цель - расширить аудиторию своих обычных Internet-ресурсов за счет владельцев мобильных телефонов, которые в абсолютном своем большинстве относятся к наиболее обеспеченным слоям населения России. А эти слои, как известно, не очень жалуют Internet, а следовательно тратят свои деньги в обычных магазинах и ресторанах, а не в Torg.ru.

Евгению Голанду приходится констатировать, что лишь 20% потребителей услуг компании Port.ru могут похвалиться наличием сотового телефона, из 770 тыс. абонентов МТС лишь 30 тыс. (менее 4%) пользуются такой известной службой электронной почты, как Mail.ru. Различие контингентов МТС и Port.ru хорошо иллюстрируют и такие факты. По словам Шагита Резникова, до 20% абонентов МТС разговаривают по сотовому телефону без оглядки на стоимость эфирной минуты, а средний ежемесячный доход МТС на одного клиента в первом полугодии 2000 г. составил $68. В то же время среднестатистический киберпутешественник, по данным Андрея Табуринского, директора Port.ru по электронной коммерции, за тот же период времени тратит на покупки в Internet всего $1.

Нам бы что-нибудь попроще

А есть ли какие-нибудь перспективы у m-commerce на базе WAP? Кроме отсутствия WIM-карт на пути внедрения WAP-услуг существует еще одно препятствие - высокая стоимость имеющихся на рынке WAP-телефонов. По большому счету в России продаются только две модели Nokia 7110 и Ericsson R320. Стоят они без малого $400. По оценке пресс-секретаря "ВымпелКома" Михаила Умарова, в середине августа менее 1% абонентов этого сотового оператора обладали WAP-совместимыми телефонами. Шагит Резников более откровенен - по его данным, лишь 2 тыс. абонентов МТС (менее 0,3%) имеют WAP-трубки. Пресс-секретарь МТС Ева Прокофьева утверждает, что в середине августа общий среднесуточный WAP-трафик составлял в сети крупнейшего российского сотового оператора примерно 1100 мин., при этом за сутки в среднем отмечалось 350 сеансов связи в режиме WAP. За первые две декады августа WAP-сервер МТС пропустил через себя 12,0 Мбайт входящего трафика и 66,3 Мбайт исходящего. Шагит Резников сообщил, что в последней декаде августа каждый WAP-абонент сети МТС проводил в ней в среднем 53 с.

Все это, конечно, просто слезы. Поэтому оба оператора связывают свои надежды на распространение сервиса WAP исключительно с внедрением упрощенного варианта использования данного стека протоколов, базирующегося на так называемых SIM-браузерах и службе коротких сообщений (SMS). Абонентам, располагающим телефонами с графическим дисплеем и поддержкой версии GSM Phase 2,5 потребуется лишь заменить SIM-карту в своем телефоне (г-н Резников сообщил, что МТС предполагает производить замену бесплатно), и тогда они смогут запрашивать и получать содержание WML-страниц в режиме SMS. По оценке заместителя генерального директора "ВымпелКома" Сергея Авдеева, количество желающих воспользоваться такой услугой составит около 10% от числа абонентов сети "Би Лайн GSM", а Шагит Резников рассчитывает на привлечение в течение одного года 350 тыс. пользователей подобного сервиса.

Итак, будем ждать SIM-карт с интегрированными WIM-модулями и WAP-браузерами и тогда поговорим о перспективах m-commerce в России. Так что, "звоните позже".

ОАО "Мобильные ТелеСистемы"

http://www.mts.ru

Тел.: (095) 921-3450

Port.ru

http://www.port.ru

Дополнительная Информация

МТС стали открытой компанией (18 августа 2000 г.)

Немецкая UMTS-лицензия стоит более $7 млрд (18 августа 2000 г.)

Слухи о Sonera подтверждаются (11 августа 2000 г.)

Internet-банкинг в России (3 июля 2000 г.)