Возврат
ТелекомВести

18 августа 2000 г.Следующая новость



МТС стали открытой компанией


17 августа ("Телеком-Форум")

Компания "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) сегодня объявила о финансовых результатах за второй квартал и первое полугодие 2000 г. Главной новостью является несомненно факт начала в России, по крайней мере в московском регионе, бума мобильной связи. За половину 2000 г. МТС привлекла больше абонентов, чем за все предыдущие 7 лет работы на рынке мобильной связи. В цифрах это выражается следующим образом: за 1994-99 гг. к сети МТС подключилось 307 тыс. человек, за шесть месяцев 2000 г. - 333 тыс. При этом, как утверждал сегодня президент МТС Михаил Смирнов, в последней цифре не учитываются те новые абоненты, которые после некоторого размышления решили порвать свои отношения с МТС.

Особенно интенсивно абонентская база росла во II кв. 2000 г., когда подключилось 230 тыс. новых клиентов - в два раз больше, чем за первую пятилетку присутствия МТС на рынке. Бум продолжился и в III кв. За его первые полтора месяца абонентская база увеличилась на 136 тыс. клиентов и достигла 776 тыс. человек. Правда, бум сотовой связи происходит лишь в московском регионе - здесь проживают теперь 734 тыс. абонентов МТС (94,6%). В регионах за пределами Московской лицензионной зоны МТС количество абонентов составило на 15 августа 2000 г. мизерные 42 тыс. Хотя темпы роста здесь во много раз выше (360%) и в конце прошлого года в других регионах у МТС было всего 8 тыс. абонентов (у "ВымпелКома - 21,8 тыс.), приходится в очередной раз констатировать, что Россия за пределами московского и петербургского анклавов представляет из себя сотовую пустыню.

Михаил Смирнов отметил не только взрывной рост рынка, но и усиление конкуренции на нем. Так, в московском регионе МТС постепенно теряет господствующие позиции поставщика услуг связи в стандарте GSM. Еще три года назад у компании было 100% этого рынка, в 1998 г. - 84%, в 1999 г. - 69%. Нет никакого сомнения, что после опубликования полугодовых результатов "ВымпелКома", мы узнаем о дальнейшем сокращении этой доли. Об усилении конкуренции говорит и такой показатель, как отток клиентов. В I кв. текущего года он равнялся 8,4%, по результатам полугодия увеличился до 13,5%. Возможно кто-то из 86,5 тыс. человек, ушедших из МТС, просто разочаровался в мобильной связи, разорился или, не дай бог, умер. Но скорее всего большая часть отступников перешла к "ВымпелКому", у которого, конечно, тоже имеются перебежчики, но об их числе мы узнаем чуть позже.

Теперь, собственно, о финансовых итогах. Доходы МТС в первом полугодии 2000 г. составили $222 млн (I кв. - $102 млн, II кв. - $120 млн). Чистая прибыль - $47 млн (I кв. - $19 млн, II кв. - $28 млн).

Стоит отметить и такой показатель, как средняя ежемесячная продолжительность разговора на одного абонента. Дело в том, что отечественные пользователи мобильной связи говорят значительно больше по сравнению с жителями развитых стран. И это несмотря на то, что стоимость минуты российских операторов, как правило, выше. Эксперты единогласно объясняют это несоответствие тем, что в России до сих пор сотовыми телефонами в основном пользуются зажиточные граждане, и мобильник, что бы по этому поводу ни писала пресса и ни говорили маркетологи сотовых компаний, не стал еще средством связи массового применения. Так вот, в первом полугодии 2000 г. этот показатель в МТС равнялся 154 мин.

Есть еще один параметр, по которому отечественные операторы отличаются от своих зарубежных коллег, эксплуатирующих сети с миллионами абонентов. У наших средняя выручка от абонента выше. В частности, в первом полугодии 2000 г. этот показатель у МТС составлял $68. Правда, по сравнению с I кв. он понизился на 20% ($84), что может свидетельствовать о приближении МТС к стандартам операторов в развитых в телекоммуникационном отношении стран.

В первом полугодии 2000 г. МТС потратили на развитие сети $92 млн. За этот период установлено 160 новых базовых станций (БС), в том числе в регионах. По слова Михаила Смирнова, на сегодняшний день компания обладает 937 БС. МТС начала работать в Омске, где приобрела оператора "Мобильные Системы Связи". Сдача омской сети госсвязьнадзору намечена на октябрь. Месяцем раньше должны быть запущены в коммерческую эксплуатацию сети в Ярославле и Благовещенске. Завершено строительство сотовой сети в Удмуртии. В ближайшее время МТС приступает к строительству в Ивановской, Нижегородской и Кировской областях. Таким образом, в ближайших планах расширение зоны МТС с 19 до 24 регионов России. В Москве же МТС осваивает метрополитен. По утверждению г-на Смирнова, сотовой сетью уже охвачено 13 станций.

Совсем немного времени президент МТС уделил рассказу об освоении новых технологий. По его словам, в центре Москвы уже создана тестовая зона GPRS (протокол пакетной передачи данных), включающая 120 БС. В сентябре она должна приступить к работе. Кроме того, компания возлагает большие надежды на WAP и воодушевлена ростом трафика на собственном WAP-сайте. К сожалению, у Михаила Смирнова не хватило времени рассказать о современном состоянии совместного с "Гута-банком" проекта по внедрению так называемой мобильной торговли (m-commerce). Однако, Кирилл Масленцин, директор пресс-службы "Системы Телеком" (компании, управляющей активами АФК "Система" в МТС) заверил нашего корреспондента в том, что проект жив и будет реализован в соответствии с ранее объявленными сроками.

"Мобильные ТелеСистемы"

http://www.mts.ru

Тел.: (095) 921-3450

Дополнительная информация

МТС стоит почти $3 млрд (17 августа 2000 г.)

Иностранные совладельцы не спешат вкладывать деньги в российские сотовые компании (13 июня 2000 г.)

МТС берется за M-Commerce (28 апреля 2000 г.)

Апрель страшнее убытков (17 апреля 2000 г.)