Возврат
ТелекомВести

23 мая 2000 г. Следующая новость



Второй этап внедрения ADSL в Москве


22 мая ("Телеком-Форум")

Евдокименко Евгений

На выставке "Связь-Экспокомм-2000" МГТС (совместно со своим дочерним предприятием "ПТТ-Телепорт Москва") и "Комбеллга" представили свои ADSL-проекты. В отличие от подобных проектов во всем мире и даже в Санкт-Петербурге они ориентированны не на потребительский, а на корпоративный сектор, т.е. повторяют попытки той же "ПТТ-Телепорт" и "Роснет" 1997 г., а также "Электросвязи" Бурятской республики (www.burnet.ru) приспособить бытовую аппаратуру доступа к обслуживанию бизнес-клиентов.

Вторая попытка

Естественно, новый проект "ПТТ-Телепорт" под названием "Точка Ру", осуществляемый под эгидой "Системы Телеком" и МГТС, имеет совершенно другой размах. Еще до конца текущего месяца оборудование концентрации абонентского трафика (DSLAM) должно быть установлено на 38 АТС городской телефонной сети, в течение июня их число намечено удвоить (покрытие 30% территории Москвы), а к концу года планируется оснастить DSL-мультиплексорами 240-260 городских АТС. По словам генерального директора МГТС Владимира Лагутина, уже в середине мая компания "ПТТ-Телепорт" была готова предоставить ADSL-доступ в Internet 1000 абонентов, к концу года планируется подготовить почву для обслуживания 45-47 тыс. пользователей.

Эта цифра названа не случайно. Как сказал г-н Лагутин, именно при таком количестве клиентов проект "Точка Ру" превращается из инвестиционного в самоокупаемый. Вот только про то, как при установленных расценках (подключение вкупе с оборудованием и его настройкой - 750 долл., ежемесячная абонентская плата, включая 800 Мбайт входящего трафика - 150 долл., каждый Мбайт сверх того - 10 центов) набрать столько пользователей, никто из руководителей "Системы Телеком", МГТС и "ПТТ-Телепорта" не рассказал. По моим данным, этого еще не удавалось ни одному поставщику ADSL-сервиса в мире.

Более того, на пути к заветной цели кроме очень высоких тарифов есть и ряд других препятствий. Начнем с того, что на нескольких пресс-конференциях, проведенных в рамках выставки "Связь-Экспокомм-2000", представители вышеназванных компаний и приглашенные ими гости так и не смогли мне объяснить, зачем мелкому и среднему бизнесу (крупные организации, я надеюсь, не купятся на дешевизну и предпочтут значительно более надежные технологии - выделенные каналы, frame relay и ATM) скорости свыше 2 Мбит/с, которые "ПТТ-Телепорт" обещает обеспечить в направлении к клиенту. Например, присутствовавший на одной такой пресс-конференции председатель торговой палаты РФ, говорил о чем угодно (о надежности, защищенности и многом другом), но ни словом не обмолвился о скорости.

Допустим, что, как надеется сторона, предлагающая ADSL-сервис, клиент не сможет отказаться от более высокоскоростной услуги, продаваемой по ценам менее скоростной и даже дешевле. Но тут возникает вопрос, а чего стоят рассказы о 8 Мбит/с к абоненту и 1,5 Мбит/с от него. Наверное, не все читатели "Телеком-Форума" знают, что МГТС и "ПТТ-Телепорт" на первом этапе создания сети передачи данных общего пользования (СПД ОП) избрали не совсем стандартный вариант ее построения. Только 14 DSLAM будут непосредственно подключены по 155-Мбит/с интерфейсам к АТМ-сети "ПТТ-Телепорт". Все остальные DSL-мультиплексоры "навешаны" цепочками на эти опорные DSLAM и соединены в них значительно менее скоростными интерфейсами. С очень большой долей уверенности можно утверждать, что, как правило, это обычные каналы Е1 (2 Мбит/с). Вопрос на засыпку: какая в течение рабочего дня (именно в это время работают в Internet корпоративные клиенты) будет максимальная скорость на прием у абонента, подключенного к последней в цепочке АТС, если в цепочке пять АТС, а на каждой из них "висит" по пять пользователей ADSL-сервиса? Я очень удивлюсь, если этот абонент будет получать хотя бы 100 кбит в секунду (вернее около 10 кбайт/с). А если в СПД ОП будет не 350 (25х14), как в нашей задаче, а 1000 абонентов, которых, якобы, "ПТТ-Телепорт" готова сейчас обслужить? Тогда уже не только медные цепочки начнут разрываться, но и затрещат 155-мбит/с оптоволоконные кольца, ведь по ним передается трафик не только ADSL-абонентов.

В какой-то мере мои предположения о том, что пользователям ADSL-сервиса компании "ПТТ-Телепорт" не видать мегабитных скоростей подтверждает анализ загрузки каналов в Internet (http://crocodile.ptt.ru/links/) этого оператора. 22 мая в службе технической поддержки клиентов "ПТТ-Телепорт" мне сообщили, что компания имеет порядка 100 пользователей ADSL-сервиса и они могут наслаждаться скоростями на прием до 5 Мбит/с. Предположим, что сотрудник имел в виду не уже работающих клиентов, а количество поданных заявок. Действительных же владельцев высокоскоростного доступа не 100, а, например, 20. Мне представляется, что в этом случае, в отдельные моменты загрузка каналов должна взлетать минимум на 10 Мбит/с. Ничего подобного я не обнаружил, более того средняя загрузка каналов в международную часть Всемирной сети 22 мая оказалась даже ниже, чем за месяц с 17 апреля по 21 мая (напомню: первые три недели отчетного месяца пользователей ADSL-доступа совсем не было).

Средняя загрузка каналов "ПТТ-Телепорт" входящим Internet-трафиком, Мбит/с

Канал
Месяц,
с 17 апреля
Неделя,
с 14 мая
22 мая
Telia
2,4
2,3
1,9
C&W
1,5
1,4
1,3
М9
3,6
3,9
3,8

Та же картина наблюдается и при анализе максимальной загрузки. Возьмем для примера главного трудягу - 100-Мбит/с канал, соединяющий узел "ПТТ-Телепорт" с московской точкой обмена трафиком М9. В течение года (с мая 1999 г.) его усредненная максимальная загрузка не превышала 6,4 Мбит/с. С 14 мая 2000 г. она увеличилась до 7,2 Мбит/с, а 22 мая достигла аж 7,3 Мбит/с. Как видим, никаких следов хотя бы двух пользователей, сосущих извне по 5 Мбит/с. Итак, сотня, как утверждается, новых пользователей 8-Мбит/с ADSL-модемов смогла прибавить к традиционной максимальной загрузке канала на М9 жалкие 900 кбит/с. А я еще пытался рассуждать о 100 кбит/с на брата.

И последнее замечание по поводу "Точки Ру". Фирмы, решившие срочно поменять аналоговый модем на ADSL-устройство доступа, должны знать, что в настоящее время МГТС и "ПТТ-Телепорт" осуществляют этап опытно-коммерческой эксплуатации СПД ОП. На обычном языке это означает, что оператор в этот период за деньги клиентов учится их обслуживать и создает необходимые структуры для предоставления действительно коммерческой услуги. Короче говоря, в данный период следует ожидать самых различных сюрпризов: от подключения в течение нескольких месяцев, до отсутствия связи в течение нескольких дней. Не надейтесь, что вам предоставят какие-либо гарантии или предложат подписать договор об уровне обслуживания (SLA).

Не боги горшки обжигают

"Комбеллга" находится еще дальше от предоставления реальных коммерческих ADSL-услуг. Это, впрочем, объясняется очень просто - компания на год позже МГТС стала примериваться к этой технологии высокоскоростного доступа по обычной абонентской телефонной линии. В августе - сентябре прошлого года были проведены стендовые испытания оборудования трех производителей - Orckit, PairGain и Alcatel. Выбор пал на последнего, что совсем неудивительно - одним из учредителей компании является фирма Alcatel Bell, бельгийский филиал концерна Alcatel. Руководители "Комбеллги", правда, утверждают (и не без основания), что их прельстила полнота технологического решения Alcatel. Действительно на оборудовании данного производителя можно полностью построить инфраструктуру предоставления ADSL-сервиса. Следует учитывать, что и телефонная сеть "Комбеллги" построена на АТС Alcatel, а это облегчает задачу организации интегрированного сервиса, ведь ADSL-оборудование позволяет в одной линии передавать и данные, и телефонный трафик.

Проект "Комбеллги" чрезвычайно интересен. Начнем с того, что многие связанные с российскими телекоммуникациями люди, считают, что заниматься ADSL-сервисом в нашем отечестве могут только или сами признанные региональные операторы, или компании, нашедшие у них покровительство. Ведь для данного сервиса нужны медные провода, которые, как правило "выходят" из городских АТС. Не для кого не секрет, что первое и второе находится в безраздельном владении региональных операторов. МГТС, например, в конце прошлого года закрыла доступ в свои технологические сооружения даже для дочерних компаний. Однако нет правил без исключений. Оказывается у альтернативного оператора "Комбеллги" есть собственные медные провода (общей протяженностью 1300 км) и технологические площадки, размещенные в отелях, крупных бизнес-центрах и просто в арендованных помещениях, не имеющих отношения к АТС МГТС.

Короче говоря "Комбеллга" решила отхватить у МГТС кусочек ADSL-пирога, который, по-видимому, та считала полностью своим. Владимир Лагутин заявил на "Связь-Экспокомм-2000", что не видит другого поставщика услуг ADSL-доступа в Internet кроме "ПТТ-Телепорта". И только если последний не справится с наплывом жаждущих, МГТС будет рассматривать других кандидатов. По-видимому, в "Комбеллге" не разделяют точку зрения г-на Лагутина. Поживем - увидим, что из этого получиться. Силы, разумеется, абсолютно не равны.

Технический директор "Комбеллги" Александр Калицев сообщил на выставке, что ADSL-оборудование уже поступает в компанию, начинается его установка, а в конце июня планируется приступить к коммерческой эксплуатации. Здесь мы опять видим наполеоновский, или лучше сказать российский принцип - с ходу в бой, не боги горшки обжигают. Это GTE, Bell Atlantic или Deutsche Telecom требуется год - два на тестирование ADSL-сервиса с сотней другой пользователей. Российской компании (даже с иностранными учредителями) на все про все достаточно одного месяца. И ничего, что до сих пор не определены тарифы, не известен точно даже образ клиента (за исключением того, что он будет из корпоративного сектора и, скорее всего представителем малого бизнеса).

Сейчас перед аналитиками компании стоит, на мой взгляд неразрешимая задача, за один месяц без солидных маркетинговых испытаний решить, как позиционировать ADSL-услугу, чтобы не убить уже отлаженный бизнес с ISDN, выделенными линиями и frame relay и чтобы не обвалить весь рынок. Как сказал мне один сотрудник компании, надо очень аккуратно сформулировать образ услуги, чтобы она конкурировала с сеансовым доступом по коммутируемым линиям, а не с услугами, перечисленными выше. Помню в 1998 г. такие же мысли бередили умы сотрудников "ПТТ-Телепорт", годом позже - "Голден Лайн" (тогда эта компания рассматривалась в качестве сервис-провайдера на базе СПД ОП). Судя по расценкам и маркетинговым акциям, дочки МГТС так и не нашли решения. Справится ли с этой задачей за оставшийся месяц коллектив "Комбеллги"?

Есть у этой компании и чисто российская проблема - отсутствие широкополосных порталов в собственной сети и узкие каналы наружу. Как будут толкаться владельцы ADSL-модемов на 6 Мбит/с в международную часть Internet и 34 Мбит/с в Рунет? Правда, "Комбеллга" не замахивается на максимальные ADSL-скорости. По-видимому, руководство думает о 2 Мбит/с на прием, а Михаил Медриш, начальник отдела передачи данных, считает допустимым 1 Мбит/с к абоненту и 100 кбит/с от него. Мне же кажется, что даже при 100 пользователях обеспечить такое быстродействие при существующих каналах и отношении к развитию собственных источников контента невозможно.

"Точка Ру"
http://www.tochka.ru
Подключение:
Тел.: (095) 753-8080, e-mail: sales@tochka.ru
Техническая поддержка (пока только днем)
Тел.: (095) 753-8212, e-mail: support@tochka.ru
Общая информация
Тел.: (095) 753-8282, e-mail: info@tochka.ru

"Комбеллга"
Тел.: (095) 931-9950
http://www.co.ru

Дополнительная информация

Связь в деловой сфере (28 октября 1997 г.)

Серфинг откладывается (3 декабря 1997 г.)

"Комтек'98". Новости от Internet-провайдеров (28 апреля 1998 г.)

КОМКОР пришел нарушить ваш покой (2 июня 1998 г.)

Сеть передачи данных общего пользования (11 марта 1999 г.)

Российский рынок xDSL-устройств (июнь 1999 г.)

Серфинг по-прежнему откладывается (11 апреля 2000 г.)

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается (18 апреля 2000 г.)