Возврат
ТелекомВести

Предыдущая новость 29 декабря 1999 г.



Сетевой двигатель от Cisco


28 декабря ("Сети")

Евгений Евдокименко

Через два с половиной года после объявления маркетинговой программы Cisco Powered Network (CPN) корпорация Cisco приобрела первого российского партнера. Им стал один из крупнейших российских Internet-провайдеров "Демос-Интернет", который по собственной оценке контролирует от 20 до 25% отечественного рынка услуг Internet.

Корпорация Cisco запустила в действие программу CPN в июне 1997 г. с целью укрепления своих позиций и наращивания объемов продаж в среде поставщиков услуг Internet и связи, а также повышения привлекательности услуг своих клиентов. По словам руководителя программы Кевина Ауткалта, конечной целью CPN является оснащение участников программы оборудованием, обеспечивающим предоставление предприятиям таких новых услуг, как организация виртуальных частных сетей (VPN), IP-телефония и сопровождение приложений (application hosting).

Чтобы стать участником программы CPN необходимо соответствовать ряду условий. В частности, для операторов (поставщиков услуг, располагающих собственной сетевой инфраструктурой) установлены следующие критерии:

- доля сетевого оборудования Cisco не менее 85%;

- передовой уровень качества сети;

- определенный объем постоянных инвестиций в оборудование Cisco;

- обязательные инвестиции в программы технической поддержки Cisco или эквивалентные им;

- соблюдение условий использования торговой марки Cisco Powered Network;

- проведение активной политики по продвижению услуг, базирующихся на оборудовании Cisco.

Как видно, только одно из шести требований напрямую касается качества сервиса. Все остальное крутится вокруг закупок и продвижения оборудования автора программы. Претензии по поводу забвения качества представители Cisco парируют утверждением, что само использование аппаратных и программных средств сетевого гиганта гарантирует высочайшее качество услуг. С одной стороны данная уверенность имеет под собой основу. Опрос, проведенный недавно нашим родственным изданием Network World, показал, что американские пользователи оценивают качество оборудования и технической поддержки Cisco и HewlettPackard по сравнению с другими производителями как наивысшее. Кроме того, Cisco, по утверждению Ауткалта, ежегодно проверяет качество сервиса в CPN, а также удовлетворенность пользователей этих сетей. Он утверждает, что еще ни разу не пришлось использовать полученные данные для решения вопроса об исключении партнера из программы CPN. Такие случаи происходили лишь по двум причинам: доля оборудования Cisco у провайдера опускалась ниже 85% или он покупался неучастником программы CPN.

С другой стороны нельзя полагаться только на качество оборудования и технической поддержки. Во-первых, высококачественный сервис можно предоставлять на оборудовании многих компаний, о чем свидетельствуют сертификаты НИИ "Интерэкомс", выданные российским операторам, работающим на оборудовании Nortel, GPT, Newbridge, Motorola, Lucent и ряда других производителей. Во-вторых, клиенты Cisco не застрахованы от неожиданностей - всем известна крупная авария в сети frame relay оператора AT&T, которая произошла в апреле 1998 г. по вине коммутаторов IGX.

Хотелось бы каких-то более ощутимых гарантий. У меня нет и тени сомнения в том, что корпоративные клиенты предпочли бы сертификату CPN соглашение об уровне сервиса (SLA) и письменные гарантии обеспечения сквозного качества обслуживания (QoS). Но, по всей видимости, отечественные операторы и Internet-провайдеры к этому не готовы, даже обладая оборудованием Cisco. В частности, генеральный директор "Демос-Интернета" Виктор Кутуков на вопрос одного из журналистов о гарантиях пользователю, вместо прямого ответа начал выяснять, что тот имеет в виду. Более того, г-н Кутуков пока точно не знает, какие преимущества получит пользователь в результате присоединения "Демос-Интернет" к программе CPN. "Это станет ясно чуть позже; речь может идти о повышении уровня защиты, организации VPN и обеспечении более высокого качества услуг", - сказал он.

Конечно, нельзя возлагать вину за такое положение дел ни на программу CPN, ни даже на отечественных поставщиков услуг. Мне часто приходилось слышать от последних, что в России ни за что нельзя поручиться. К своему глубокому сожалению, я с ними полностью согласен. Я хочу лишь сказать, что российская действительность лишает программу CPN ряда достоинств. Так, в США, по мнению многих операторов, участие в ней гарантирует соблюдение и SLA, и обязательств по предоставлению сквозного QoS.

Все-таки участие в программе дает ряд преимуществ и российским поставщикам услуг. Многим из них понравится то, что их имя будет присутствовать на Web-сайте Cisco - одном из самых популярных среди пользователей сетевых и телекоммуникационных услуг. Поскольку Cisco господствует на российском рынке маршрутизаторов, можно смело утверждать, что предприятия будут выбирать себе поставщика услуг Internet и территориально-распределенных сетей в первую очереди среди участников программы CPN - наличие у поставщика услуг оборудования того же производителя полностью решает проблемы совместимости и спектра услуг. Это же правило применимо и при выборе партнера для сопряжения сетей - клиенты Cisco смогут обмениваться трафиком без дополнительной головной боли.

Есть в программе CPN еще один очень привлекательный пункт. Партнеры могут претендовать на кредиты и техническую помощь при освоении нового оборудования (естественно, производства Cisco) и введении новых услуг. В частности, Виктор Кутуков сообщил, что в настоящее время "Демос-Интернет" реализует крупномасштабную программу модернизации своей сети. У компании есть предварительная договоренность с представительством Cisco об открытии кредитной линии под этот проект.

Несмотря на всю привлекательность программы CPN находятся поставщики услуг, которые к ней не присоединяются. Напомним, что в России Cisco удалось привлечь к ней пока всего лишь одного провайдера. По данным Network World, во всем мире по состоянию на октябрь заканчивающегося года она охватывала лишь 179 поставщиков услуг из 23 стран. Как догадывается читатель, в мире куда больше и провайдеров, и стран. В число "отказников" входит MindSpring, клиент Cisco и один из крупнейших в США Internet-провайдеров. Руководство этой компании считает, что преимущества программы CPN не стоят того времени и усилий, которые потребуются на доведение доли оборудования Cisco до 85%. "Наша политика заключается в том, - заявил директор по развитию сети MindSpring Брандон Росс, - что мы применяем для решения каждой конкретной задачи наиболее подходящее оборудование. Кроме того, мы не собираемся складывать все наши яйца в корзину одного производителя". По иному решили действовать в Deutsche Telekom. Специально для предоставления услуг DSL крупнейший оператор Европы завершает строительство IP-сети. Так вот, ее ядро строится полностью на маршрутизаторах и DSL-концентраторах Cisco. Это позволило Deutsche Telekom получить для этой сети статус CPN. Подчеркнем, что на абонентском уровне и уровне концентрации трафика в DSL-сети Deutsche Telekom используются наравне с оборудованием Cisco устройства других компаний: Siemens, Orckit и ECI Telecom.

В заключение одна догадка. Зачем это "Демосу-Интернет" именно сейчас понадобился статус CPN? Ведь, как сказал Виктор Кутуков, компания и так использует сетевое оборудование только одного производителя - Cisco. Тем не менее два с половиной года о CPN речь не шла. Вряд ли все может объяснить обещанный кредит. Скорее всего имеют под собой основания слухи о скором преобразовании "Демос-Интернет" в открытое акционерное общество. Виктор Кутуков не подтвердил, но и не опроверг эти слухи, сказав лишь, что такая трансформация стоит больших денег. Если же открытое размещение акций состоится, то партнерство с Cisco, несомненно повысит их цену.

Московский офис Cisco Systems
Тел.: (095) 961-1410
http://www.cisco.ru

"Демос-Интернет"
Тел.: (095) 956-6080
http://www.dol.ru/