Возврат
ТелекомВести

Предыдущая новость 24 декабря 1999 г. Следующая новость



Первые шаги


23 декабря ("Телеком-Форум")

На выставке ВКСС `99 Информационно-аналитический центр "Телекоммуникации" проводил исследование с целью выяснения готовности ведомственных операторов связи к предоставлению коммерческих услуг. Результаты оказались неожиданными даже для самих исследователей - все ведомственные сети связи за исключением "Уголь-Телекома" находятся скорее в стадии строительства и модернизации, чем коммерческой эксплуатации. Неутешительный диагноз был поставлен и компании "ТрансТелеКом" (ТТК), не сходившей всю осень со страниц многих газет и журналов. С выводами ИАЦ "Телекоммуникации" не согласился вице-президент ТТК по маркетингу и продажам Андрей Семин-Вадов. В результате коротких переговоров решено было встретится в офисе ТТК и еще раз обсудить готовность компании к "коммерческой эксплуатации". Сторону ТТК представлял сам г-н Семин-Вадов, от ИАЦ "Телекоммуникации" на встрече присутствовали директор Центра Евгений Евдокименко и автор предварительного диагноза Евгений Подольный.

ИАЦ "Телекоммуникации": По нашим данным, у ТТК лишь этой осенью появился один единственный ресурс, на базе которого возможно предоставление коммерческих услуг связи. Вместе с тем практически одновременно со сдачей в эксплуатацию оптоволоконной магистрали Москва-Новороссийск-Адлер стало поступать множество противоречивых сведений о степени готовности этой ВОЛС к коммерции. Так как же обстоит дело в действительности?

Андрей Семин-Вадов: Позвольте мне сначала кратко осветить историю создания компании и перевода коммуникаций железных дорог на ВОЛС. Разработка планов построения волоконно-оптической сети российских железных дорог началась в недрах МПС еще в 1996/97 гг. Была даже создана с американским участием компания "МПС-Телеком". Она проложила около 500 км кабеля в Сибири, но затем иностранный партнер оказался не в состоянии выполнять свои инвестиционные обязательства.

В позапрошлом году была создана ТТК (51% ее акций принадлежит МПС, остальные - поровну каждой из 17 российских железных дорог) для строительства телекоммуникационных сетей по заказу министерства. В октябре прошлого года было принято решение о передаче ТТК функций генерального подрядчика по строительству и эксплуатации волоконно-оптической сети российских железных дорог и единственного ее оператора.

Сеть создается для решения двух задач: обеспечения на современном уровне технологических нужд МПС и предоставления коммерческих услуг. Причем первая задача - приоритетная. Экономия от внедрения технологической системы связи на базе сети ТТК должна составить более 100 млн долл. в год.

В сети устанавливаются транспортные системы SDH уровня STM-4 (622 Мбит/с), а в будущем планируется переход на STM-16 (2,5 Гбит/с). Одно из преимуществ - наличие мультиплексоров на каждой более-менее значимой станции. Это дает возможность дойти практически до любого потребителя вдоль железных дорог.

Используется SDH-оборудование немецкого концерна Siemens. До конца года должны быть запущены в опытную эксплуатацию ATM-коммутаторы производства Lucent в Санкт-Петербурге, Москве, Воронеже, Ростове-на-Дону и Нижнем Новгороде. С их помощью мы сможем продавать услуги с почасовой тарификацией, сдавать каналы в аренду с повременной оплатой и т.п.

ИАЦ: Какие же услуги можно получить от ТТК прямо сейчас?

А.С-В.: Пока мы можем продавать выделенные каналы между двумя любыми точками вдоль трассы Москва-Новороссийск-Адлер. Мультиплексоры расставлены примерно через каждые 70-100 км.

Вообще, ТТК делает лишь первые шаги по пути превращения из строительной в сервисную компанию. Кроме задач строительства и эксплуатации готовых участков, на ТТК лежит обязанность обучения персонала в регионах, создания эксплуатационных бригад, их обучения и оснащения, формирования региональных операторов.

Сегодня в штате московского офиса около 150 человек. Собственно продажей коммерческих услуг занимается лишь порядка 15 сотрудников (10%). Важное место в их работе занимает исследование рынка и анализ существующей ситуации. Я считаю, что это основа успеха на поприще продажи услуг. Бесперспективно вести работу на рынке от конкурента, например, копировать его условия, но несколько снижая цены.

ИАЦ: Может ли такой небольшой штат отдела продаж обеспечить полноценную коммерческую деятельность?

А.С-В.: Количество продавцов не является критерием успеха. Профессионализм и умелый маркетинг – вот основные инструменты. Для тех коммерческих задач, которые решаются сейчас, штат совершенно достаточен. Сегодня цель продавать как можно больше перед нами не стоит. Есть много заказов, но я не стану их принимать, потому что технический уровень сети пока еще требует совершенствования.

А что касается исследования рынка, то вся информация об участке Москва-Адлер уже собрана. Я знаю всех операторов вдоль этой трассы, их возможности и потребности, канальную емкость их сетей, сколько они платят "Ростелекому".

С нового года будет открыт набор сотрудников для обслуживания других построенных участков сети. К моменту получения разрешений от Главгоссвязьнадзора на эксплуатацию соответствующие регионы будут исследованы вдоль и поперек.

ИАЦ: Какие компании, кроме "Глобал Один", уже взяли каналы на испытания?

А.С-В.: В настоящее время подписано более 25 протоколов о проведении испытаний с московскими операторами и еще более 40 - с региональными.

ИАЦ: Куда можно обращаться за услугами ТТК?

А.С-В.: В центральный офис ТТК в Москве (тел. 784-66-70) или в офисы региональных компаний, а также на Web-узел www.transtk.ru.

ИАЦ: Известно, что "воздушная" кабельная проводка энергетических и железнодорожных компаний периодически подвергается набегам вандалов. Как решает ТТК проблему надежности связи в этих условиях?

А.С-В.: От вандализма рецептов нет. Даже в городах, случается, вырезают телефонный кабель, оставляя без связи целые районы. Приходится делать основной акцент на оперативность ликвидации последствий. Организованы ремонтные бригады, оснащенные необходимым транспортом и оборудованием для устранения повреждений с устройством временных вставок. Каждая бригада отвечает за 100 км пути. Временной норматив на ликвидацию деяний вандалов - четыре часа. При этом учитывается, что проведение работ возможно только в "окнах" в железнодорожном движении.

Более эффективным решением будет замыкание в кольца трасс, проложенных вдоль различных железных дорог. Это закроет проблему надежности, и мы будем спокойны за качество своих услуг. А пока каждый обрыв вызывает перебои в связи, о чем мы добросовестно информируем всех своих клиентов.

ИАЦ: Но ведь для резервирования можно использовать и спутниковые каналы, как, вроде бы, ранее и планировалось. Почему этого не делается?

А.С-В.: Отчего же не делается? Как раз в настоящий момент идет монтаж узловых станций спутниковой связи в Ростове, Новороссийске и Москве (это только в пределах трассы Москва - Адлер) Но, впрочем, на такой вопрос лучше сможет ответить один из наших специалистов по спутниковой связи Юрий Лукьянов. (см. "ТрансТелеКом" выбирает LMI-1").

ИАЦ: Берет на себя ТТК организацию "последней мили"? Ведь не все офисы клиентов расположены на привокзальной площади.

А.С-В.: В каждом случае решение может быть различным. Например, в Воронеже создается стык с городским SDH-кольцом; в Москве организуются выходы на точки обмена трафиком M9 и М10, а ряд операторов, включая "Глобал Один" и "Совам Телепорт" (последний в настоящее время входит в состав холдинга Golden Telecom), давно уже представлены на Центральной станции связи МПС. Мы себя позиционируем как оператора для операторов. Поэтому во многих случаях нашим клиентам - местным телекоммуникационным компаниям - будет гораздо проще самим решить этот вопрос. Мы будем сотрудничать с ними и при подключении корпоративных клиентов.

ИАЦ: Так значит, "всего комплекса услуг из одних рук" не получится?

А.С-В.: Во многих случаях нет. В конце концов, у нас достаточно других сильных сторон. Кроме того, эти самые «одни руки» чаще всего представляют собой чисто маркетинговый ход. Если обратиться к реальным примерам из практики компаний «Совам Телепорт», «ТелеРосс» или «Глобал Один», последняя миля, как правило, заказывается у местной электросвязи.

ИАЦ: Используете ли вы опыт таких зарубежных телекоммуникационных компаний, как Racal Communications, HER, Mannesmann-Arcor? Они также учреждены или самими железнодорожниками, или с их участием.

А.С-В.: Мы общаемся со многими операторами в Европе и Америке и учитываем их опыт в процессе выработки решений. Я как раз вернулся из Германии, где встречался с представителями компании Mannesmann-Arcor.

ИАЦ: Уже давно работает комиссия под руководством первого заместителя председателя Гостелекома Наума Мардера. На нее возлагались большие надежды в отношении демонополизации отрасли связи. Каковы ее успехи на сегодня?

А.С-В.: Действительно, ждали от этой комиссии многого. Связисты из РАО ЕЭС, МПС, "Газпрома", "ТрансНефти" и других ведомств активно в ней работали с целью формулирования единых правил для телекоммуникационного рынка России, в частности порядка присоединения к Взаимоувязанной сети связи. Однако, до сих пор определенной концепции, учитывающей интересы ведомственных операторов, так и не выкристаллизовалось, и ни одного конкретного документа комиссия не породила. Каких-либо реальных сдвигов можно, на мой взгляд, ждать только после окончания всех выборов - где-то летом 2000 г.

ИАЦ: Как будут строиться отношения ТТК с МПС? Будете ли вы телекоммуникационным подразделением министерства, главной задачей которого является обеспечение его потребностей в связи, или вы будете самостоятельным оператором, эксплуатирующим свободные канальные емкости МПС, предоставленные вам в качестве вклада в уставной фонд? Короче говоря, будут ли ваши отношения с МПС строиться на коммерческой или административной основе?

А.С-В.: Наша компания призвана стать коммерческим оператором, зарабатывающим деньги на свободных канальных емкостях в линиях связи, построенных российскими железнодорожниками. МПС будет получать от нас услуги на коммерческой основе, как любой другой клиент, хотя и по льготным тарифам - на правах учредителя. Это наш самый крупный корпоративный клиент.

ИАЦ: Что вы можете рассказать о ваших тарифах?

А.С-В.: Мы предлагаем свои услуги операторам связи - а это не массовый рынок. Число сделок здесь невелико, и каждая уникальна. Я противник единой тарифной сетки. Убежден, что наша сила - в гибком подходе в каждом конкретном случае. Разговор о цене ведется при встрече с клиентом. Ясно, что мы должны заинтересовать его выгодными, в том числе по цене, условиями. Конкретное выражение этой выгоды будет определяться в ходе переговоров.

ИАЦ: В общем, для нашей страны в таком подходе нет ничего оригинального. Подобные заявления практически без исключения делают все российские операторы, торгующие оптом. В Европе и Северной Америке совершенно другая практика. Там расценки бывают известны еще до начала эксплуатации сети или до введения новой услуги.

А.С-В.: Когда у нас в стране будет столько же операторов, а главное клиентов, то, наверное, тоже появится такая практика. Пока же рыночные условия не дают возможности для прямых сравнений. В Европе и Америке проведена либерализация телекоммуникационного рынка, а в России – по-прежнему монополизм.

ИАЦ: В нашей беседе вы упоминали региональные компании. Что это такое и какое отношение они имеют к ТТК?

А.С-В.: В связи с тем, что наша магистральная сеть связи будет иметь колоссальную протяженность, принято решение о создании региональных компаний для обслуживания и технической эксплуатации сети, а также для осуществления операторской деятельности в определенных зонах ответственности. ТТК будет владеть контрольным пакетом акций каждой из них.

В настоящее время на участке Саратов-Самара-Волгоград-Астрахань уже успешно действует региональная компания "Волга-ТТК". Основной коммерческий клиент у нее "Глобал Один". Это первая из региональных компаний ТТК и наш "маяк". Сегодня она - одна из лучших по эксплуатации. У них уже отлажен механизм восстановления ВОЛС после повреждений в нормативные сроки, накоплен большой опыт обслуживания клиентов. ВОЛС "Волги-ТТК" вместе с участком Ростов-Воронеж войдет в первое оптоволоконное кольцо.

Региональная компания "Кавказ-ТТК" со штаб-квартирой в Ростове-на-Дону отвечает за участок Ростов-Адлер. Сегодня ее штат насчитывает 20 сотрудников. Подписаны документы о создании в Воронеже компании "ТТК-ЮВ". "Живые" люди уже работают в Нижнем Новгороде в компании "ТТК-НН". Есть 1-2 человека еще в восьми городах России, в том числе в Новосибирске, Челябинске и Ярославле.

ИАЦ: Есть еще один вопрос на становящуюся очень модной тему электронного бизнеса. Нет ли у вас планов организации продажи билетов через Internet? Емкость оптоволокна позволяет осуществлять этот процесс в реальном масштабе времени.

А.С-В.: Пока рано об этом думать. Рынок электронной торговли и вообще Internet пока слишком узок. Не думаю, что электронный бизнес получит в России большое развитие в ближайшие 3-5 лет.

ИАЦ: Огромное спасибо за беседу. Читатели теперь могут объективно оценить, на сколько был точен наш предварительный диагноз.