Возврат
ТелекомВести

Предыдущая новость 26 ноября 1999 г.


ВКСС `99. "ТрансТелеком" к коммерции не готов


25 ноября ("Телеком-Форум")

Евгений Подольный

Может ли кто-нибудь себе представить честное соревнование без судьи? Вряд ли. Есть ли в России арбитр в сфере предоставления услуг связи? Ответ очевиден - нет. Другими словами в этой области ни о каком, по крайней мере честном, соревновании (конкуренции) речь идти не может. Примером тому может служить ситуация с телекоммуникационной компанией "ТрансТелеком", основанной в недрах МПС. Этот оператор, имея необходимые лицензии, не может в полной мере их реализовать, поскольку ряд положений действующего Закона о связи просто не позволяет это сделать. Чтобы снять существующие препоны сторонникам либерализации в отрасли связи приходиться в процессе разработки новых нормативных актов бороться буквально за каждую букву.

Однако, не только отсутствие независимого арбитра и несовершенство законодательства не дают "ТрансТелекому" развернуться на ниве коммерческих услуг. Более того, не будь этих препятствий всем бы открылась удивительная истина: "ТрансТелеком" пока не готов, если так можно выразиться, к коммерческой эксплуатации.

Учреждая "ТрансТелеком", в МПС думали не только о строительстве и эксплуатации единой оптоволоконной сети железных дорог России. Для собственных нужд 155-Мбит/с каналы абсолютно не нужны сейчас и вряд ли потребуются в ближайшие 10-15 лет. А ведь "ТрансТелеком" на некоторых участках устанавливает транспортные системы уровня STM-4 (622 Мбит/с). Хотя речь о коммерческих услугах идет уже не меньше двух лет, первая магистраль, создающая для этого предпосылки, сдана лишь в начале этой осени. Но даже получив ее в свое распоряжение, "ТрансТелеком" никак не может начать зарабатывать деньги.

Единственный на сегодня договор заключен с компанией "Глобал Один", которая решила подключить к магистрали Москва-Новороссийск/Адлер свои карточные таксофоны в Москве, Воронеже, Ростове-на-Дону и Сочи. Арендованный для этой цели канал E1 находится в настоящее время на тестировании.

Кроме того, специалисты "ТрансТелекома" считают, что ввиду высокой диверсионной активности российского населения, заключение контрактов в условиях отсутствия резервных маршрутов равносильно экономическому самоубийству: на выплату неустоек не хватит никаких денег. Пришлось изменить первоначальный план строительства - часть ресурсов перераспределено в пользу создания кольцевых трас. В то же время компания избегает опережающего развешивания кабеля: на "не засвеченных" участках последствия вандализма сразу не обнаружишь.

Возможны, правда, и другие варианты резервирования. Так, с самого начала планировалось использование в этих целях спутниковых каналов. Однако, космический аппарат LMI-1, который предполагалось использовать для этой цели, оказался недостаточно "отечественным", и ГКРЧ порекомендовало МПС воспользоваться транспондерами продукта российских производителей под названием "Экспресс". Последний, как назло, не захотел расставаться с гостеприимной землей Казахстана.

Таким образом, ввод в действие схемы спутникового резервирования отодвигается. Новый "Экспресс" ожидается на орбите не раньше марта следующего года. А пока ведется обсуждение возможности взять все же в аренду хотя бы пару транспондеров на LMI-1, но что из этого выйдет - не ясно.

Более реальный на сегодня путь - взаимопомощь операторов. Соответствующие соглашения заключены с рядом владельцев коммерческих и корпоративных сетей, включая компанию "Глобал Один", которая уже однажды выручила "ТрансТелекома" при обрыве кабеля во время сеанса видеоконференц-связи между Москвой, Сочи, Ростовом и Воронежем, который проводил шеф МПС и первый вице-премьер Николай Аксененко

На первом этапе строительства магистрали Москва-Владивосток-Находка вообще не предполагается строить кольцевые сети. Резервирование планируется обеспечивать с помощью "Ростелекома".

Согласно расчетам, коэффициент надежности на участках Москва-Новороссийск и Москва-Владивосток составит не менее 0,9997 и 0,9925 соответственно. Норматив на устранение обычного (не массированного, вызванного стихийным бедствием) обрыва посредством временной вставки на механических соединителях - не более 4 часов.

Рассматриваются варианты с закольцовыванием через страны СНГ. Взаимовыгодность такого решения для всех сторон не вызывает сомнений, и многие представители ближнего зарубежья подтверждают готовность в этом мероприятии поучаствовать. Предполагается также, что оптическая сеть "ТрансТелекома" сможет стать со временем частью "самого короткого кругосветного оптического кольца", использование которого должно быть очень выигрышно для связи между странами Европы, Азии и Америки. Не ясно, правда, что значит "короткий" и "длинный" для светового луча и захотят ли связываться иностранцы с Россией, когда в самое ближайшее время в их распоряжение поступят трансокеанские кабели с пропускной способностью в десятки Гбит/с.

До конца года в дополнение к магистрали Москва-Адлер должны быть сданы и подготовлены к вводу в эксплуатацию участки Москва-Нижний Новгород, Москва-Ярославль, Петербург-Волховстрой-Петрозаводск, Петербург-Псков и большое московское окружное кольцо.

Существует, однако, потенциальный ограничитель скорости строительства - производственная мощность принадлежащего МПС завода по выпуску оптоволоконного кабеля "Трансвок". Он рассчитан на 1200 км в месяц, а закупать кабель у других производителей "ТрансТелеком" не планирует.

До конца текущего года будет создана система региональных дочерних компаний, контрольные пакеты акций которых будут принадлежать "ТрансТелекому". Эти фирмы займутся в своих регионах технической эксплуатацией, дальнейшим развитием сети и предоставлением коммерческих услуг связи, включая (на правах коммерческого представителя "ТрансТелекома") сервис междугородней и международной связи, Пока образовано семь таких компаний, а всего их должно быть 15.

ЗАО "Компания ТрансТелеком"
http://www.transtk.ru
(095) 784-66-60

Дополнительная информация

Кризис подстегивает выставочную активность российских отраслей (19 ноября 1998 г.)

Коммерческие услуги цифровой транспортной сети ЦСС МПС (26 ноября 1998 г.)

Будни ведомственных сетей связи (5 мая 1999 г.)

МПС пытается стать альтернативным оператором дальней связи (9 сентября 1999 г.)

Новости ведомственных сетей связи (5 октября 1999 г.)