Возврат
ТелекомВести

Предыдущая новость 15 июня 1999 г. Следующая новость


MMDS получает второе рождение


11 июня ("Телеком-Форум")

Одновременно с конференцией по проблемам современного состояния и развития наземных и эфирных сетей кабельного телевидения (КТВ) на Валдае за океаном проходила выставка SuperComm. В течение трех дней с 8 по 10 июня российские и американские специалисты посвятили значительное время обсуждению перспектив беспроводных сетей КТВ в диапазоне 2,5-2,7 ГГц, известных под аббревиатурой MMDS (Multichannel Multipoint Distribution Service).

Обсуждения в России и США имели разный характер. В России технология MMDS пока еще рассматривается как очень перспективный способ экономичного развертывания сетей для распределения телевизионных программ. Поэтому с нескрываемой яростью обсуждалось постановление № 552 Госкомсвязи, которое вот уже больше года тормозит развертывание эфирных распределительных систем КТВ (включая LMDS и MVDS), поскольку приостановило выдачу лицензий на необходимые для этих сетей диапазоны.

В США большинство операторов MMDS, применявших их исключительно для распространения телевизионного сигнала, уже успело разориться, поэтому в Атланте главное внимание уделялось способам предоставления по этим системам высокоскоростного доступа в Internet. Справедливости ради следует сказать, что на Валдае - впервые за более чем годичный срок - в выступлении главного инженера компании "Телесет", системного интегратора в области MMDS, прозвучали слова о возможности применения этой технологии для высокоскоростной передачи данных. До сих пор российские операторы и поставщики оборудования предпочитали на эту тему не распространяться.

В США к MMDS в последнее время стали проявлять повышенный интерес традиционные телекоммуникационные операторы, включая таких гигантов, как Sprint и MCI WorldCom. Последние инвестировали более 1 млрд долл. в дышащих на ладан операторов распределительных сетей MMDS с целью открыть для себя рынок местной связи. Таким образом все три американских гиганта дальней связи AT&T, Sprint и MCI WorldCom, не договорившись с операторами местной связи о взаимовыгодном сотрудничестве, решили обойти их по сетям КТВ. Правда первый предпочитает наземные сети (компаний TCI и MediaOne), а два других - эфир (например, компаний People`s Choice TV и CAI Wireless соответственно).

На состоявшейся в рамках SuperComm `99 конференции под претенциозным названием "MMDS и беспроводной абонентский доступ: будущее последней мили" ведущий Брайан Модофф, эксперт по оборудованию из фирмы BT Alex. Brown, заявил, что объем рынка MMDS к концу текущего года увеличится до 250 млн долл. (1998 г. - 50 млн долл.). "MMDS решает проблему недостатка полосы пропускания в городских сетях," добавил Модофф. Производители начали наращивать выпуск продуктов, которые вполне могут конкурировать с другими технологиями абонентского доступа, включая DSL и кабельные модемы.

Выступавшие на конференции в Атланте рассказали о ряде преимуществ MMDS по сравнению с конкурирующими технологиями. Во-первых, эта система позволяет приступить к предоставлению услуг в самые сжатые сроки. Во-вторых, это сравнительно экономичное решение. В-третьих, Internet-служба на базе MMDS обеспечивает скорость скачивания информации 10 Мбит/с в каждом из трех 2-MГц подканалов. Таким образом в стандартном для США 6-МГц телевизионном канале можно теоретически достичь агрегированной скорости в 30 Мбит/с. Эд Чампи, вице-президент по маркетингу компании Spike Technologies, которая является одним из ведущих производителей средств MMDS, сказал, что в настоящее время абонентское оборудование для интерактивных сетей стоит в пределах 1,5-2 тыс. долл. Это в два, а то и в три раза дороже устройств, используемых в сетях типа RadioEthernet. Однако следует учитывать, что абонентские комплекты MMDS позволяют одновременно принимать до 24 программ аналогового телевидения и еще больше цифровых программ.

Естественно, у MMDS есть и свои имманентные недостатки. Сигнал распространяется только в зоне прямой видимости. Однако, производители и поставщики оборудования обещают, что при некоторых ухищрениях они могут обеспечить прием по крайней мере телевизионного сигнала на расстояниях 50 и даже 70 км.

К недостаткам можно также отнести и тот факт, что оборудование для двусторонней передачи данных в сетях MMDS еще является редкостью на рынке. Хотя о наличие соответствующих устройств уже объявили ADC Telecom, Adaptive Broadband и Spike.

Конференция в Атланте оставила без ответа главный вопрос, как скоро Sprint и MCI WorldCom, после покупки MMDS-операторов ставшие главными владельцами соответствующего спектра в США, реализуют свои планы? Дело в том, что представители обеих компаний отказались от участия в конференции.