Возврат
ТелекомВести

Предыдущая новость 26 марта 1999 г.


Российский рынок связи глазами консультантов


25 марта ("Телеком-Форум")

Заместитель главного редактора еженедельника "Computerworld Россия" Дмитрий Гапотченко попытался узнать мнение о состоянии и перспективах российского рынка связи у людей, зарабатывающих деньги советами. С этой целью он встретился с сотрудниками компании PriceWaterhouseCoopers: директором Группы телекоммуникаций, информации и технологии Марко Русом и директором Отдела консультационных услуг в области управления Игорем Пантелеевым.

"Телеком-Форуму" представляется, что беседа г-на Гапотченко с профессиональными консультантами может заинтересовать читателя, отслеживающего тенденции развития российского рынка связи. В частности нас она заинтересовала потому, что некоторые мысли, высказанные советчиками, не совпадают с точкой зрения "Телеком-Форума". Кроме того, и некоторые цифры, приведенные г-ми Русом и Пантелеевым, отличаются от тех, что имеются в распоряжении "Телеком-Форума". Так, например, по данным зарубежных консультантов, в 1997 г. доля телекоммуникационного рынка в валовом национальном продукте России составляла всего лишь 0,7% (для развитых стран эта цифра обычно колеблется вокруг отметки 2%). На этом основании иностранные специалисты по консалтингу делают вывод о "достаточно великих перспективах роста" российского рынка связи. По данным же "Телеком-Форума", в 1997 г. на этом рынке произведено как раз около 2% достояния России. Это говорит о том, что уже два года назад данный сектор национальной экономики был "перегрет" и без успехов на остальных хозяйственных фронтах никакого роста на нем ждать не приходится.

Полностью беседа Дмитрия Гапотченко будет опубликована в одном из ближайших номеров "Computerworld Россия". Мы же для затравки "процитируем" несколько отрывков.

В 2000 г. экономика России начнет набирать обороты и развитие ее телекоммуникационного рынка получит новый импульс.

Если говорить о традиционной проводной связи, то уровень услуг операторов был бы намного выше, если бы региональные операторы слились в укрупненные структуры на уровне нескольких регионов. Потому что тогда у них будет необходимое квалифицированное руководство, сольются их источники финансирования, расширятся спектры услуг и так далее. С другой стороны оператор наземной связи начинает работать более эффективно и повышать качество услуг, если существует достойный соперник. Конкуренция может исходить от второго оператора наземной связи, а может и от операторов сотовой или спутниковой связи.

Сотовая связь в России развивалась такими быстрыми темпами потому, что она являлась альтернативой наземной, качество которой зачастую невысокое, а в некоторых регионах у оператора просто не хватало ресурсов. На Западе мобильный оператор предоставляет услугу, которая является своего рода дополнительной, а не альтернативной. Поэтому там инвесторы проявляют интерес к мобильной и спутниковой связи. В России их интерес, в основном, нацелен на наземную связь. В то же время, учитывая размеры страны, беспроводная связь представляется очень интересной, в особенности, радиорелейная, потому что Россия - достаточно "плоская" страна.

Российский телекоммуникационный рынок остается, до сих пор, очень интересным для западных инвесторов еще по двум аспектам. Во-первых, благодаря высокой наукоемкости и технологичности. Например, в России соблюдается общемировая пропорция: телекоммуникационные компании тратят на информационные технологии порядка 6-7% бюджета, в то время как нефтяные - порядка 1-1,5%. Вторая специфичная для России причина заключается в том, что телекоммуникационные компании, по сравнению с работающими в других видах бизнеса, наиболее прозрачны для западных инвесторов. Специфика бизнеса - наличие огромного количества пользователей - требует перевода платежей через банки, поэтому вся финансовая и административная оболочка вполне прозрачны.

В телекоммуникационном секторе очень быстро будет расти передача данных. Пока связь развивается преимущественно в области телефонии, а для деловых целей очень важна передача данных, диаграмм, графиков. Другое направление - видеоконференции. Ряд наших клиентов в России, являющиеся телефонными компаниями, как раз сейчас рассматривают в качестве направления своего роста этот сектор.

Стоит принять во внимание тот факт, что государство в области передачи данных практически не регулирует тарифы, они устанавливаются операторами исходя из рыночной коньюктуры. Сейчас доходы, которые получают региональные операторы от этого вида услуг составляют порядка 10-15%. Но динамика роста существенно выше, чем у других видов сервиса.

Через 10 лет по всему миру останется около 10 или около того крупных операторов. Одна из причин этого - общая тенденция к глобализации. Другая - потребность в постоянных инвестициях в оборудование, сети, обучение персонала и так далее. Поставщики услуг и оборудования тратят очень крупные суммы на НИОКР. Достаточные средства на все это могут выделить лишь очень крупные структуры.

В ближайшее время можно ожидать развития IP-телефонии, которая позволит клиентам получать качественную услугу за меньшую цену, а операторам снизить издержки. Прорыв в этой области может произойти уже в ближайшие месяцы.

Крупные инвесторы сейчас ждут того момента, когда окончательно прорисуется антикризисная программа правительства, программа стабилизации, когда тарифная политика приобретет какие-то реальные очертания. Какие-либо крупные изменения в политике инвесторов вряд ли произойдут в этом и в следующем годах. С другой стороны в России может произойти все что угодно.