Возврат
ТелекомВести

11 ноября 1998 г. Следующая новость


Размышления по поводу одной "антикризисной " программы


10 ноября ("Телеком-Форум")

Очередной экономический кризис в России, наверное, впервые достал так называемых поставщиков качественных и новых услуг связи. Их клиенты - банки, импортеры, крупные государственные структуры, иностранные фирмы и их дистрибуторы - вообщем-то довольно безболезненно переживали все российские неурядицы. Если кто-то из этой славной когорты по глупости или неосторожности разорялся, на смену ему тут же вставал новый боец, который продолжал дело безвременно почившего.

Вряд ли большинство допущенных к столу и кормящихся с него (маклеров, брокеров, рекламщиков, журналистов и т.п.) не догадывались, что вечно так продолжаться не может. Просто часть из них добывала деньги на строительство запасных аэродромов в более благополучных странах, а другая ковала железо, пока оно горячо, и на это "железо " рассчитывала пережить неминуемые черные дни.

И вот они пришли и, как это обычно случается в России, раньше ожидаемого срока. Отсюда и общая растерянность в рядах капитанов экономики и так называемого среднего класса. Не только пожарное правительство, но и крупные игроки на рынке вот уже в течение двух месяцев не могут вразумительно сказать, как же они будут выкарабкиваться из того места, где они вдруг оказались вместе с прочим населением страны, которое там пребывает перманентно. Поскольку массового перелета на запасные аэродромы пока не отмечается, можно сделать вывод, что властители закромов родины полагают, что нижняя точка падения еще не достигнута и что еще можно попытаться увеличить свои запасы на черный день. Пока же предпринимаются вполне понятные шаги: от сокращения персонала, окладов, проектов до полного замораживания какой бы то ни было деятельности. Однако, и медведю ясно, что зимняя спячка прибытку не дает, когда-то придется просыпаться, поскольку захочется кушать.

Очередные задачи компании "Комстар "

На прошлой неделе в рамках специальной пресс-конференции компания "Комстар ", первой среди московских операторов стационарных сетей связи, обнародовала некоторые пункты своей антикризисной программы. Как и положено, эта программа предваряется констатацией причин, обусловивших ее появление. Среди них:

  • снижение платежеспособности клиентов и их стремление сократить затраты на связь;

  • изменение (читай - падение) спроса на телекоммуникационные услуги. Представители "Комстар " утверждают, правда, что, главным образом, происходит структурное изменение спроса - клиенты ищут наиболее экономичные решения. К таковым, по-видимому, относятся услуги Internet и ISDN, так как на них спрос даже возрос на солидные 19% ( "Комстар " не уточняет о чем идет речь: об объемах трафика, количестве абонентов, номеров или линий). В частности указывается, что возрос спрос на сеансовый доступ в Internet по аналоговым телефонным линиям с помощью модема;

  • резко усилилась ценовая конкуренция и борьба за крупных клиентов;

  • отмечаются случаи неплатежей. Так, по этой причине и в связи со свертыванием бизнеса в августе-октябре "Комстар " отказал в обслуживании 0,9% клиентов (что это за клиенты: гостиницы, арендующие тысячу и более номеров, или небольшие фирмы, использующие один-два номера, - не указывается).

В этой ситуации "Комстар " приступил к реализации антикризисных мер. Ряд из них были доведены до прессы:

  1. Осуществлена реструктуризация компании. Теперь "Комстар ", по мнению генерального директора Юрия Павленко, сможет "быстро реагировать на динамично меняющиеся условия рынка ". Предполагается, что реструктуризация приблизит компанию к чаяниям конечного потребителя. Можно предположить, что одним из плодов реструктуризации стало создания службы маркетинга во главе с Олегом Митрофановым. Последний сообщил, что основной задачей нового подразделения является разработка и сопровождение новых видов и пакетов услуг. Реклама остается в ведении существовавшей и ранее службы рекламы и PR.

  2. Разработана новая тарифная стратегия, которая включает:

    • предложение клиенту различных пакетов услуг и схем их оплаты;

    • снижение с середины октября установочных платежей за линии сети "ТОН " на 25 - 50%. В частности, установочная плата за линию BRI с одним номером уменьшена с 833 до 625 дол. (здесь и далее все цены указываются без НДС);

    • уменьшение с 1 ноября тарифов на услуги междугородней связи на 15 - 35% в зависимости от направления;

    • снижение с 1 января 1999 г. тарифов на услуги международной связи на 10 - 15%.

Наверное, всем ясно, что речь идет о ценах в долларах, а они, как известно, подорожали за последнее время ни на десятки, а на сотни процентов. Да и количество банков и иностранцев в нашей стране несколько поуменьшилось. Так что не совсем ясно, насколько объявленное снижение расценок адекватно изменениям финансовой ситуации в стране. Но как признался г-н Павленко, "тарифная политика определяется конкурентами, а не населением ", поэтому что-то надо было делать, чтобы выглядеть на их фоне по крайней мере не хуже.

Руководство "Комстар ", естественно, понимает, что подобным снижением цен особенно делу не поможешь. Поэтому разработан ряд других мер. Среди них нам наиболее интересными показались следующие:

  1. увеличение объема и номенклатуры предоставляемых услуг, в том числе относительно дешевых и массового спроса:

  2. выход на новые сегменты рынка и в регионы;

  3. использование на внутреннем рынке каналов альтернативных операторов:

  4. совершенствование методов работы с клиентами в рамках реализации концепции заботы о заказчике.

Забота - хорошо, а низкие тарифы - лучше

Давайте подробнее остановимся на каждой из этих мер. Начать хотелось бы с последней, поскольку, на наш взгляд, она в российских условиях вряд ли принесет какую-либо отдачу. В странах, где осуществлена или проходит либерализация рынка, действительно в последние два-три года очень модна тема заботы о клиенте, которая подразумевает всевозможные дополнительные услуги, персональных менеджеров, круглосуточные справочные системы и службы поддержки и многое, многое другое. Несмотря на то, что вся эта забота, как правило, не требует от тамошних клиентов никаких дополнительных расходов, они ее почему-то не очень ценят. По различным опросам, только 10 - 15% пользователей называют повышенное внимание к себе в качестве основного фактора, определяющего выбор поставщика услуг. Согласно этим опросам, только два параметра: цена и надежность связи, - пользуются с громадным отрывом наибольшей популярностью. Их в качестве факторов, определяющих выбор поставщика услуг называют 35 - 38% респондентов. Нам представляется, что в России этот разрыв в предпочтениях еще весомее. Тем более, что трудно представить себе российского оператора, который за внимание к клиенту не потребует с него особой платы.

Как что, так frame relay

Теперь об объеме и номенклатуре услуг и особенно об их дешевизне и массовости. Во-первых, как-то невзначай на пресс-конференции "Комстар " по поводу новой тарифной политики прозвучала сенсация: этот оператор местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, предоставлявший услуги по передаче данных лишь в рамках, очерченных технологиями модемной связи и ISDN, вдруг заговорил об IP, frame relay и ADSL. С IP более менее все ясно - трафик этого протокола можно пропускать не только по каналам ISDN, но даже с помощью модема по обычным аналоговым телефонным линиям. Что же касается frame relay и ADSL, то речь идет, судя по словам Людмилы Стариковой, менеджера по продуктам ISDN, не только о имеющемся в "Комстар " в единственном числе многофункциональном сервере доступа MAX TNT компании Ascend, который действительно позволяет оказывать такие услуги в зоне с радиусом до 6 км от своего месторасположения, но и о предоставлении клиентам прозрачных каналов связи, по которым последние при наличии соответствующего абонентского оборудования могут организовать передачу трафика практически любого протокола. Единственное на что "Комстар " пока не замахивается, так это на IP-телефонию, поскольку не располагает в свой сети оборудованием, обеспечивающим в разделяемом канале приоритетную передачу речевого сигнала.

Итак, наш прогноз (см. "Российский рынок ISDN-услуг: 9 месяцев спустя ") по поводу того, что вера в доходность бизнеса по предоставлению услуг ISDN начинает иссякать, получил очередное подтверждение. Вслед за "Совинтел " теперь и самый крупный российский оператор ISDN начинает искать счастья в других более скоростных технологиях. Цифровая сеть с интеграцией услуг приобретает высокую ценность только тогда, когда она охватывает не отдельные микрорайоны города, и даже не регион, а хотя бы полностью страну. Первый и скорее всего последний удачный опыт осуществлен в ФРГ. У нас такую работу способен совершить лишь одна структура - ОАО "Ростелеком ". Но, судя по высказываниям ряда ответственных лиц в этой организации, там уже махнули рукой на ISDN. Приоритеты отданы АТМ и frame relay, в основе которых лежит технология коммутации пакетов. Ее сторонники, а их с каждым днем становится все больше, уверены, что лет этак через 10 - 20 сети с коммутацией каналов полностью исчезнут с телекоммуникационной карты мира.

Что же касается ISDN, то пока ни компании "Комстар ", ни ее ближайшему конкуренту "Совинтел " не удается объединить островки ISDN даже в Москве. В течение этого года представители названных операторов не раз заявляли "Телеком-Форуму ", что переговоры о сопряжении их сетей близки к завершению. Однако до сих пор ударить по рукам они не могут, и их абонентам не пока не удается пообщаться друг с другом по видеотелефону. Сейчас, по словам Людмилы Стариковой, появился третий кандидат на сопряжение - компания АСВТ. Однако этот оператор, вряд ли представляет особый интерес в плане ISDN, поскольку начал предлагать соответствующие услуги только несколько месяцев назад.

Теперь о дешевизне и массовости услуг. Если речь идет о проектах в Никулино и на Сретенке, где в строй вводится соответственно 2 и 4 тыс. телефонных номеров, то Юрий Павленко сам признался, что на 80% они будут приносить только убытки, поскольку услуги обычной телефонной связи населению этих районов Москвы будут оказываться по тарифам МГТС. Руководство "Комстар " надеется компенсировать их за счет коммерческих клиентов, на которых выделено 20% вводимой номерной емкости. Так что в ближнесрочной перспективе, по крайней мере до следующих президентских выборов, после которых телефонные тарифы для населения будут непременно повышены, на эти проекты в плане преодоления финансового кризиса рассчитывать не стоит. О других каких-либо дешевых и массовых услугах ничего сказано не было. Трудно же себе представить, что сервис ISDN, frame relay, выделенных каналов и ADSL, пока он полностью базируется на импортном оборудовании, может быть в нашей стране дешевым и массовым.

В глушь, в Саратов

О направлениях выхода на новые сегменты рынка мы уже говорили. Кроме этого, у "Комстар " существуют солидные планы по освоению регионов. Какой-нибудь новизны в этом, конечно, нет. Юрий Павленко выразился так: "Мы все (т.е. все московские поставщики услуг связи - "Телеком-Форум ") смотрим сейчас на регионы. Они пока бедны, но завтра ситуация может изменится ". Однако, если хорошо поискать, то можно и сейчас найти довольно благополучные ареалы. Например, по данным "Комстар ", в Тюменской области люди получают по 600 - 700 дол. в месяц.

"Комстар " собирается начинать свою экспансию не с белого листа. По словам исполнительного директора Игоря Лобовского, у компании есть лицензии на 11 регионов, и в том или ином виде она уже представлена в 90 городах России. В ходе реализации своих планов "Комстар " намерен опираться не только на "уполномоченного и официального " оператора дальней связи ОАО "Ростелеком ", но и на 5-6 других компаний, в числе которых были названы "Совам Телепорт ", "Бизнес-Связь " и "Телепорт-ТП ". "Пока они не такие мощные, но тарифы предлагают более приемлемые ", - сказал об альтернативных операторах Юрий Павленко. Таким образом, если свой международный сервис с некоторых пор "Комстар " базирует исключительно на кабельных линиях связи (по мнению г-на Павленко, они гарантируют более высокое качество и надежность), то междугородние услуги будут в значительном объеме опираться на спутниковые каналы связи. Произнесенная Юрием Павленко по другому поводу фраза: "Пока "Ростелеком " будет монополистом, расплачиваться придется населению "; - вполне может служить объяснением непоследовательности "Комстар " в выборе среды передачи для внешнего и внутреннего использования.

С этого лета "Комстар " распространил свою деятельность и на ближнее зарубежье. В Одессе куплены два местных оператора: "TWT Украина " и "Связь ". На первых порах они также вряд ли помогут материнской компании материально. Наоборот, "мама " собирается в следующем году инвестировать на их развитие от 600 до 700 тыс. дол.

Итак, компания "Комстар " первой из операторов стационарных сетей связи гласно отреагировала на падение платежеспособного спроса на услуги связи. Естественно, что журналистам рассказали не о всех запланированных мерах по преодолению кризиса, поэтому осталось много вопросов и отсутствует полная уверенность в том, что обнародованные меры помогут компании "оседлать " ситуацию. Тем не менее обнародованная программа подтвердила тенденцию, главенствующую сейчас на телекоммуникационном рынке страны: идет процесс диверсификации услуг и почти полного отказа от специализации. Операторы будут внушать клиентам, что они могут все - от предоставления обычного телефона до построения АТМ-сетей и частных виртуальных сетей в Internet. А чтобы клиент не засомневался в компетенции поставщика услуг ему будут предлагаться значительные скидки по сравнению с официальными тарифами. Такая практика существовала и раньше, но сейчас она приобретет совершенно другие масштабы. Наступило время базара. Торгуйтесь господа!

Тел. "Комстар ": (095) 956-0236