Возврат
ТелекомВести

Предыдущая новость 29 июня 1998 г. Следующая новость


Очередная трансформация AT&T


26 июня(Телеком-Форум)
Как мы уже сообщали, американский гигант дальней (междугородней и международной) связи AT&T покупает крупнейшего в США оператора кабельного телевидения (КТВ) Tele-Communications, Inc. (TCI). Целью этой сделки, оцениваемой в 68 млрд дол., является получение доступа к рынку местной связи, утерянного AT&T в 1984 г. в результате одной из предыдущих реорганизаций.

За свою долгую историю AT&T прошла путь от небольшого инновационного предприятия, возникшего в результате внедрения в жизнь революционного изобретения, до гигантского концерна. И это несмотря на то, что дважды экономические и общественные настроения вынуждали компанию распадаться на части. В настоящее время AT&T считается самым "народным" предприятием США, поскольку его владельцами являются 3,3 млн, извините за выражение, юридических и физических лиц.

К 1881 г. различные фирмы Александра Белла, придумавшего пятью годами ранее телефон, оформились в единое предприятие электросвязи под названием American Bell Telephone. Еще четыре года спустя для построения междугородней сети телефонной и телеграфной сети была создана дочерняя компания American Telephone and Telegraph (AT&T). За короткое время новая фирма стала главным действующим лицом на телефонном рынке США, так как предоставляла доступ местным телефонным предприятиям к междугородней связи не за деньги, а за акции. В результате независимые местные телефонные операторы постепенно становились подразделениями AT&T.

По мнению историка корпорации Шелдона Хоххайзера, главную роль в превращении AT&T в телекоммуникационного гиганта сыграл Теодор Вайл - самый выдающийся бизнесмен, когда-либо состоявший в штате AT&T. Вайл поступил на работу к Беллу в качестве генерального менеджера в 1878 г. Девять лет спустя из-за разногласий с членами совета директоров по поводу использования прибыли Вайл, который считал, что нужно как можно больше денег вкладывать в развитие, вынужден был покинуть AT&T. Однако в 1907 г., через несколько лет после того, как контроль над компанией перешел к легендарному финансисту Джи. Пи. Моргану Вайл вернулся в AT&T. В течение следующих десяти лет он заложил основы политики компании, которая действовала вплоть до 80-х годов и смысл которой выражался лозунгом: "Одна политика, одна система, всеобъемлющие услуги". В то время (первая половина XX века) Вайл был одним главных апологетов идеи, предполагавшей возможность функционирование телефонной индустрии только в условиях монополизма. Все свои силы он положил на создание естественной монополии AT&T. Для ее сохранения он даже соглашался с некоторым контролем государства, считая его неизбежным злом при условии неприкосновенности монопольного статуса AT&T. С учетом того, что к 1940 г. 50% семей в США стали владельцами телефона, трудно не согласится с точкой зрения, что идеи Вайла для того времени были единственно правильными.

Тем не менее уже в 30-х годах начало расти оппозиционное движение мысли. Особенно бурное развитие оно получило уже после II Мировой войны. Все слышнее стали голоса, требующие расчленения AT&T. В 1949 г. Министерство юстиции выступило с предложением вывода из состава телефонного монополиста производственных мощностей, которые были объединены в рамках подразделения Western Electric. Первая попытка либерализации рынка связи не удалась. После долгих проволочек в 1956 г. между правительством США и компанией было заключено соглашение, закрепленное в так называемом декрете о согласии (consent decree), подтверждающим с одной стороны целостность и неделимость AT&T, а с другой стороны запрещавшим компании распространять свой бизнес на другие отрасли экономики. При этом в первую очередь имелась в виду компьютерная индустрия, которая как раз в то время начала свое бурное развитие в США.

C течением времени защитникам естественной монополии все труднее становилось сдерживать натиск сторонников свободной конкуренции. В 1968 г. Федеральная комиссия по связи приняла решение о формировании компании MCI Communications, которая приступила к предоставлению услуг дальней связи двумя годами позже, тем самым похоронив монополию AT&T. В 1978 г. правительство предпринимает еще одну попытку расчленения бывшего монополиста. Опять под прицелом оказалось производящее подразделение AT&T - компания Western Electric. Однако в результате длительной борьбы, длившейся почти шесть лет, AT&T потеряла не Western Electric, а весь региональный телефонный бизнес: в январе 1984 г. на рынке местной телефонной связи США появились семь независимых компаний, получивших прозвище "детки Белла".

То, что не удавалось сторонникам демонополизации в течение полувека, произошло само собой в 1996 г. Руководство AT&T, обессиленное многолетней борьбой, само решило избавиться от производящих подразделений. Так, вновь обрела независимость купленная за несколько лет до этого компания NCR и появился крупнейший производитель телефонного оборудования Lucent Technologies.

Уйдя из сферы производства AT&T активизировалась в родной области - телекоммуникационном сервисе. С некоторых пор компания уделяет особое внимание доступу в Internet и IP-телефонии. Созданная ею в прошлом году IP-сеть WorldNet к концу года уже имела 1 млн клиентов и свыше 200 точек присутствия по всей стране. На пути дальнейшего развития столь успешного бизнеса встала проблема последней мили, так как с 1984 г. AT&T не имела непосредственного доступа к местам проживания и работы своих клиентов. Подход, широко применяемый в России, когда пользователю предлагается самому оплатить организацию канала до точки присутствия оператора, в Америке не приемлем. Там отлично развита абонентская сеть местных операторов связи и за последнюю милю приходится платить не клиенту, а оператору дальней связи, который желает предложить свои услуги конечному пользователю.

В этой ситуации в странах с демонополизированным рынком связи у операторов магистральных каналов связи существует три возможности:
1. Платить оператору местной связи что-то вроде налога за так называемое сопряжение сетей (interconnection charge), т.е. за использование абонентской сети местного оператора связи для доступа к своим услугам.
2. Строить собственную абонентскую сеть.
3. Покупать операторов местной связи.

Второй путь самый дорогой и долгий. По имеющимся у нас данным, пока еще никто в мире не отважился на такой шаг. Можно, конечно, "протянуть" последнюю милю по эфиру, чем занимается большое количество альтернативных операторов связи в государствах со слабо развитой проводно-кабельной инфраструктурой. В развитых странах эфир используется почти исключительно лишь для мобильной связи. В первую очередь это обусловлено тем, что по стоимости использования даже узкополосные радиоканалы пока не могут там конкурировать с проводными. Кроме того, считается что радиосвязь менее надежна и качественна. (Здесь следует подчеркнуть, что в странах, где до сих пор проводная связь осуществляется с помощью аналогового оборудования и по аналоговым каналам, цифровая радиосвязь превосходит ее не только по качеству, но часто и по надежности.)

Итак, у американских операторов дальней связи и альтернативных поставщиков телекоммуникационных услуг лишь две возможности дотянуться до конечного пользователя. Большинству из них приходится платить за сопряжение сетей. Самые крупные предпочитают покупать. Можно предположить, что приобретение в январе текущего года за 11,3 млрд дол. оператора местной связи Teleport Communications Group (TCG), более чем на половину принадлежащему поставщикам услуг КТВ, позволило руководству AT&T сделать два вывода. Во-первых, даже у AT&T не хватит свободных средств, чтобы путем поглощения операторов местной телефонной связи резко увеличить абонентскую базу. Во-вторых, проблему последней мили можно вполне решить и с помощью поставщиков услуг КТВ, тем более, что их инфраструктура более перспективна в плане предоставления сервиса высокоскоростного доступа в Internet и IP-телефонии. Следует добавить, что еще в декабре прошлого года руководство AT&T присматривалось к TCI, и собиралось вложить в эту компанию более 1 млрд дол. За прошедшие полгода оно решило не мелочиться и полностью приобрести компанию, а вместе с ней и непосредственный доступ к одной трети жилого фонда США.

Председатель правления AT&T Майкл Армстронг считает. что эта покупка дает компании значительные преимущества перед конкурентами. Теперь клиенты AT&T смогут приобретать пакет услуг (местную, междугороднюю и международную телефонную связь, в том числе по протоколу IP, КТВ и высокоскоростной доступ в Internet) намного дешевле, чем тот же сервис по отдельности у разных операторов. Так, уже сейчас в некоторых районах США пакет из доступа в Internet и КТВ, предлагаемый @Home (дочерним предприятием TCI) стоит 40 дол. в месяц. В то время как по отдельности у разных операторов этот же сервис стоит 60 дол. (40 дол. КТВ и еще 20 дол. - низкоскоростной модемный доступ в Internet).

В заключение стоит сказать, что процесс очередной трансформации AT&T, связанный с покупкой TCI, должен завершиться в I полугодии 1999 г.