Возврат
ТелекомВести

Предыдущая новость 06 апреля 1998 г. Следующая новость


Особая судьба российских телекоммуникаций


03 апреля(Телеком-Форум)
Пять лет назад, 31 марта 1993 г. МГТС и известный канадский производитель телекоммуникационного оборудования - фирма Newbridge Networks основали совместное предприятие "Голден Лайн", целью которого являлось предоставление корпоративным клиентам в Москве цифровых выделенных каналов для доступа в магистральные (прежде всего международные) сети связи.

"У истоков рождения новой компании, - подчеркнул глава Госкомсвязи России Александр Крупнов, - стоял ныне покойный Виктор Фадеевич Васильев [в то время генеральный директор МГТС - прим. ред.], который был [на рубеже 90-х гг.] основоположником всех революционных преобразований в отрасли связи не только Москвы, но и всей России". Заместитель нынешнего главы МГТС и председатель Совета директоров "Голден Лайн" Семен Рабовский добавил: "Виктор Фадеевич впервые выдвинул эту идею 7 лет назад, когда никто [в России] не знал даже названия услуг, которые будет предоставлять новое предприятие и которые, как оказалось, будут формировать наше общество".

Со дня образования и вплоть до недавнего времени компания "Голден Лайн", по признанию ее руководства, занимала весьма узкую нишу на московском телекоммуникационном рынке, предоставляя в аренду цифровые каналы "точка-точка". Такая специализация явилась отражением политики руководства МГТС, которому из-за трудностей с финансированием для закрытия брешей на каждом направлении современных телекоммуникаций приходилось создавать отдельное предприятие с каким-нибудь западным партнером. Как правило, они были разные. По признанию генерального директора МГТС Владимира Лагутина, всего было основано свыше 20 таких предприятий и только восемь из них оправдали возлагавшиеся на них надежды.

В великолепную восьмерку входит и компания "Голден Лайн". По ее данным, сейчас общее число цифровых каналов "Голден Лайн" составляет около 2 тыс. Они обеспечивают клиентам по российским меркам скоростной [как правило, 128 кбит/с] постоянный доступ к телепортам операторов дальней связи, московским узлам Internet, электронным торговым системам, биржам и т.д. Утверждается, что на каналах "Голден Лайн" построены корпоративные сети большинства московских банков, многих торговых и транспортных компаний. Сколько таких корпоративных сетей (сеть должна состоять как минимум из трех узлов) - не сообщается.

По утверждению руководства "Голден Лайн", вся получаемая прибыль идет на дальнейшее развитие сети. Однако Семен Рабовский, посмотрев снятый специально к юбилею фильм, пошутил: "Теперь я знаю, куда делись все наши девиденты - на усовершенствование офиса. Это толково". Хотя в каждой шутке есть доля правды, справедливости ради следует сказать, что к лету прошлого года создана мощная опорная волоконно-оптическая сеть (общей протяженностью 300 км, с более чем 150 опорными узлами), обслуживающая всю территорию Москвы в пределах МКАД, а также Бутово, Жулебино, Зеленоград, Митино, Новокосино и Солнцево. Что касается усовершенствования офиса, то оно включало оборудование по последнему слову техники зала сетевого мониторинга службы эксплуатации сети "Голден Лайн". Эта служба (подробнее о ней см. "Сети", 1997, N 5, c. 102) осуществляет визуальный контроль всех элементов сети и дистанционное автоматизированное управление ими.

"Голден Лайн", как и все остальные "дочки" МГТС (назовем хотя бы "ПТТ-Телепорт", "Комстар", "Телмос" и "МТУ-Информ") очень гордятся собственными волоконно-оптическими сетями и при каждом удобном случае оповещают об их параметрах, измеряемых сотнями км и Мбит/с. К сожалению, пока ни один представитель этих компаний, включая родительскую, не смог развеять подозрения, что такая "сетевая политика" не является простым разбазариванием денег. Так же не понятна ситуация с точками присутствия "дочек" на АТС своей материнской компании. Сравнив их схемы связи, становится ясно, что оборудование доступа в эти сети находится на одних и тех же АТС. Другими словами в одном месте рядом друг с другом устанавливаются "ящики" Newbridge, GPT, Lucent, ECI, Fore, 3Com, RAD и т.д. и т.п. Да, в начале грандиозной стройки брали все, что давали в кредит, но как долго это будет продолжаться?

Еще больше вопросов вызывает прямая конкуренция между дочерними предприятиями МГТС. Ни для кого не секрет, что многие представительства зарубежных компаний используют выделенные каналы "Голден Лайн" для организации телефонной связи со своими центральными офисами за рубежом. В результате снижается спрос на услуги "Комстар" и "Телмос", которые сами конкурируют друг с другом. Сейчас "Голден Лайн" разворачивает сеть АТМ и готовится вступить в борьбу за клиентов с "ПТТ-Телепорт". Огонька в схватку поддаст еще одна "сестричка" - "МТУ-Информ", которая также намерена предоставлять услуги АТМ, а за одно и frame relay - наверное, "Голден Лайн" не справляется с удовлетворением заявок на каналы этого протокола. Казалось бы потребитель должен только радоваться разгулу конкуренции. Так-то оно так, только вот конкуренция в одном доме напоминает плюрализм в одной голове. К чему это приводит, видно всем: тарифы на услуги "качественной связи" остаются одними из самых высоких в мире, тарифы на "некачественную связь" (телефонию общего пользования) растут, а у оператора последней как не было денег на модернизацию своей 116-летней сети, так и нет.

А ведь качественная связь пригодилась бы всем. Хорошо по этому поводу сказал Семен Рабовский: "У отрасли связи, телекоммуникаций особая судьба, - особенно хорошо это видно в России - она во многом определяет облик общества. Чем больше у человека информации, тем он богаче, тем он независимее, тем он правильнее принимает окончательные решения". Здесь, как говорится, ни убавить, ни прибавить. Поэтому остается только присоединиться к словам Владимира Лагутина: "Хочется пожелать "Голден Лайн" снижения тарифов и увеличения объемов услуг. В результате вы получите больше прибыли".