Возврат
ТелекомВести

Предыдущая новость 26 января 1998 г. Следующая новость


На пенсионеров и пользователей Internet времени не хватило


23 января (ComputerWorld/"Телеком-Форум")
15 января в редакции газеты "Московская правда" прошел круглый стол "Повременной тариф для городских телефонов". На встрече присутствовали представители Госкомсвязи, Антимонопольного комитета, Министерства юстиции, Московской городской Думы и различных общественных организаций (отделений союза ветеранов, "Комитета 20 декабря" и т. д.).

Повестка дня включала четыре вопроса:

- цель введения повременной оплаты;

- правомочность этого акта;

- его техническая и экономическая состоятельность;

- социальные и экономические последствия.

Начальник управления Электросвязи Госкомсвязи России Алексей Рокотян, оставив без комментариев утверждения ведущего круглого стола - журналиста Моисея Гельмана ("Правда пять") - о 20-процентной рентабельности МГТС, рассказал о целях, которые преследует введение повременной оплаты.

Во-первых: восстановление социальной справедливости - кто больше разговаривает по телефону, должен больше за него платить.

Во-вторых: улучшение качества предоставляемых услуг. Под "качеством" подразумевается не телеметрическое качество связи (разборчивость, уровень помех, надежность), а так называемое "качество услуг доступа" -- вероятность дозвона с первого раза и т. д. Понятно, что если телефоном будут пользоваться меньше, дозвониться окажется гораздо легче. Московская телефонная сеть не справляется с возрастающей нагрузкой. По данным г-на Рокотяна только 10% ее абонентов пользуются телефоном активно (более 1 тыс. мин. в месяц), но даже этого достаточно, чтобы в МГТС возникали проблемы с дозвоном. У телефонистов есть два пути -- или сгладить пик активности, или увеличить на 40% расходы на сеть. МГТС избрала первый. Гибкая система тарифов, зависящих от времени суток, позволит сгладить пик нагрузки на линии, поскольку абонент предпочтет пользоваться телефонной линией в те часы, когда расценки ниже.

В-третьих: учет трафика позволит планировать развитие сети в соответствии с реальными запросами и повысить отдачу от капитальных вложений (отсюда можно сделать вывод, что до сих пор планирование осуществляется "от фонаря"). Что же касается общей массы доходов МГТС, то, по словам Алексея Рокотяна, Госкомсвязи ориентирует телефонные компании на то, чтобы при внедрении повременной оплаты она не увеличивалась (?). В защиту утверждений о том, что "повременная оплата -- не средство получения сверхприбыли", представители Госкомсвязи заметили, что "проще было бы повысить абонентскую плату". Здесь не мешает напомнить, что в течение двух лет деньги, полученные от повременной оплаты в Москве, пойдут на возмещение затрат, которые МГТС понесла в результате в ее внедрения. Об этом сообщил "Московскому комсомольцу" Семен Рабовский, первый заместитель генерального директора АО МГТС по работе с клиентами. Он же пообещал, что москвичам придется потерпеть всего лишь пять лет. Затем они непременно "почувствуют существенное улучшение".
Согласно предложению МГТС, без дополнительной оплаты каждый абонент может пользоваться телефоном 623 минуты в месяц или в среднем 22 минуты в день (учитывается реальное время соединения и только исходящие звонки). Как оказалось, несмотря на отсутствие учета трафика, телефонисты знают, что москвичи пользуются телефоном в среднем 28 минут в день. Основываясь на этой цифре они утверждают, что, снизив свои потребности всего на 6 мин. в день, среднестатистический житель столицы по-прежнему будет пользоваться телефонной линией "бесплатно". Следует однако подчеркнуть, что окончательный лимит еще не определен.
Физическое обоснование 22 мин. таково: МГТС способна обеспечить с требуемым "качеством услуг доступа" одновременное общение по телефону 10% своих абонентов, т. е. в среднем каждый может занимать линию максимум на 60 мин. в день. С учетом более чем 50-процентного "запаса прочности" получается 22-минутный лимит. Телефонисты убеждены, что население их поддержит. Алексей Рокотян сослался на опыт Перми и Можайска. Когда в первом из названных городов в 1996 г. происходил переход на повременную оплату, 80% пенсионеров и других льготных категорий граждан (которым была сохранена абонентная плата без учета фактически используемого времени) сами написали заявление о переводе их на новый режим оплаты. Присутствовавший представитель союза ветеранов, впрочем, без обиняков назвал это заявление липой. Опрос же населения Можайска выявил, что с введением "повременки" треть абонентов отметила улучшение качества услуг, а две трети не заметили неудобств нового положения.
Что касается правомочности введения повременной оплаты за телефон, то в розданных аудитории тезисах утверждалось, что эта акция нарушает три федеральных закона: "Закон о связи" (ст. 27), "Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (ст. 5 и 6) и "Закон о естественных монополиях" (ст. 5 и 6). Кроме того, нарушается принцип равенства доступа к связи и пользователю навязывается дополнительная услуга (так называемые счетчики). При этом реальный выигрыш отдельного абонента от введения новой услуги МГТС никто обосновать не в состоянии.
По вопросу о правомочности нововведения выступили первый заместитель председателя Госкомсвязи Наум Мардер и Татьяна Хунчик, руководитель департамента Министерства юстиции, контролирующего соответствие ведомственных нормативных актов действующему законодательству. По словам последней, "Новые правила оказания услуг телефонной связи" (приняты правительственным постановлением N 1235 от 26 сентября 1997 г.) разрабатывались во исполнение вышеназванных трех законов и прошли юридическую экспертизу. Наум Мардер, утверждая, что отражает позицию Госкомсвязи и всего правительства, заявил, что законодательная основа для введения повременной оплаты имеется. "Правила", хотя и представляют собой подзаконный акт, приняты правительством и потому имеют статус закона. Очень, конечно странно, что такой высокопоставленный чиновник не знает, кто в нашей стране принимает законы.
Большой шум вызвал пункт 82 Правил, согласно которому "соединения местной телефонной связи оплачиваются с применением абонентской или повременной телефонной платы". Опорной точкой для противников "повременки" стало слово "или", поскольку Госкомсвязи планирует сочетать обе формы оплаты. Другой ниточкой, за которую оппоненты телефонистов попытались потянуть, стало делегирование мэрии Москвы права устанавливать тарифы, в то время как на это уполномочена только "Федеральная служба по регулированию естественных монополий" и ее территориальные органы. Хунчик заметила, что до создания территориальных органов этого ведомства их функции передаются исполнительным органам субъектов федерации.
В конце дискуссии представители Госкомсвязи тщетно призывали обсудить конкретные вопросы: "Что будет с пенсионерами? Что будет с журналистами? Что будет с Internet? Ваши предложения, господа из зала!" Но ведущий Моисей Гельман не дал телефонистам такой возможности, поскольку уже вынес вердикт об отсутствии правовой базы для повременной оплаты. Зачем обсуждать последствия незаконного мероприятия! Да и время, наверное, поджимало. Поэтому два последних пункта повестки дня не обсуждались.