Возврат
ТелекомВести

Предыдущая новость 08 октября 1997 г. Следующая новость


Кабельные модемы добрались до России


03 октября (Телеком-Форум)
Начало октября 1997 г. ознаменовалось официальным приходом в Россию одной из самых новейших технологий широкополосной передачи данных, которая обеспечивает транспортировку информации по сетям кабельного телевидения (КТВ) со скоростью до 40 Мбит/с. 1 октября компания Bay Networks подписала дистрибуторский контракт с фирмой Step Logic, в соответствии с которым последняя займется распространением на территории СНГ кабельных модемов LANcity и соответствующего коммутационного оборудования производства Bay.

1 октября 1997 г. до России, наконец-то, добрались устройства, которые появилась в 1995 г. на гребне волны неимоверной популярности Internet. Благодаря использованию сигнальных процессоров (DSP) и новейших СБИС кабельные модемы нового поколения стали меньше по габаритам, надежнее в работе и что самое главное - значительно дешевле своих предков. Производители этих устройств стремились выполнить требование американских операторов КТВ, недвусмысленно выраженное в ноябре 1995 г., и довели оптовую цену на них с приблизительно 1 тыс. дол. в 1995 г. до 550 - 700 дол. в 1996 г. К 1 января текущего года только Bay Networks (купившая к тому времени одного из ведущих производителей этих устройств - фирму LANcity) смогла полностью выполнить требование операторов, снизив цену на модем LANcity Personal (LCP) до 495 дол. В крупных партиях (обычно они измеряются десятками и даже сотнями тысяч штук) это устройство стало стоить еще дешевле - 395 дол.

Bay Networks, по оценке электронного сообщества "Телеком-Форум", опережает своего единственного конкурента - подразделение Multimedia Group компании Motorola (по практически единодушному мнению наблюдателей, сейчас среди производителей кабельных модемов есть два неоспоримых лидера - Bay Networks и Motorola MG), и по количеству продаж. Соперник предпочитает оперировать цифрами заказов: такой-то оператор заказал 50 тыс. кабельных модемов, такой-то - 250 тыс., а все вместе - целый миллион. LANcity, а затем и Bay говорят о количестве уже проданных кабельных модемов: май 1996 г. - 20 тыс., март 1997 г. - 50 тыс., октябрь 1997 г. - 100 тыс. По данным эксперта, называющего себя Broadband Bob и являющегося одним из авторов Web-проекта "Университет кабельных модемов" (www.catv.org), в 1996 г. было поставлено от 70 до 100 тыс. кабельных модемов, в том числе компанией Bay 35 тыс. Таким образом, доля последней на рынке кабельных модемов составляет 35-50%. По оценке исследовательской компании Kinetic Strategies (http://cabledatacomnews.com), в 1996 г. в Северной Америке было выпущено 45 тыс. двусторонних кабельных модемов. В этой категории доля Bay Networks достигает почти 78%. По утверждению менеджера по сбыту в в Восточной Европе и Германии Бернда Овербека, к октябрю текущего года модемы Bay Networks установлены в 500 точках земного шара.

В свете вышесказанного нет ничего удивительного в том, что первым производителем кабельных модемов, вышедшим на российский рынок, стала компания Bay Networks. Вернее удивительно, что она не сделала этого раньше. Как признался на состоявшейся 3 октября пресс-конференции Майк Хэммонд, руководитель московского представительства Bay, вина в этом полностью лежит на нем. В течение всего прошлого года на предложение европейской штаб-квартиры компании начать продвижение кабельных модемов в России он отвечал категорическим отказом, считая, что в нашей стране отсутствуют не только спрос на эту продукцию, но и какие бы то ни были условия для ее применения.

Изменить точку зрения его заставили выставки Netcom '96 и Comtec '97. По словам Майка Хэммонда, очень многие посетители интересовались кабельными модемами и даже высказывали желание их купить. В результате на выставке, состоявшейся в июне этого года в рамках Международного компьютерного форума, на стенде Bay можно было полюбоваться кабельным модемом LCP, который в США любовно называют ежиком.

В процессе поиска операторов КТВ, которые могли заинтересоваться оборудованием Bay, невозможно было пройти мимо оператора сети КТВ в подмосковном городе Троицке, где заразились идеей создания сети полного обслуживания на базе КТВ и кабельных модемов еще в начале 1996 г. Там построена сеть КТВ с возможностью двустороннего движения информации, и только какие-то побочные препятствия (скорее всего финансовые) не позволили реализовать идею до сих пор. По утверждению Майка Хэммонда, сейчас ведуться переговоры с целым рядом операторов КТВ.

В дистрибуторы кабельных модемов выбрана московская компания Step Logic. Ее президент Юрий Кантаровский считает, что выбор был сделан на том основании, что Step Logic никогда не пасовала перед новейшими технологиями. В этой связи он не преминул напомнить, что первый коммерческий ISDN-канал в России был подключен два года назад именно его компанией. Юрий Кантаровский убежден, что дистрибуция оборудования передачи данных по сетям КТВ "сулит громадные возможности". В частности, он верит в перспективность этого бизнеса потому, что сейчас в России администрации многих городов вкладывают большие деньги в развитие сетей КТВ. Вряд ли они откажутся одновременно и бесплатно получить каналы передачи данных быстродействием 10 Мбит/с (именно такое быстродействие в разделяемом телевизионном канале шириной 6 МГц обеспечивает LCP).

Электронное сообщество "Телеком-Форум" также не сомневается в большом будущем сетей КТВ как сетей полного обслуживания, которые обеспечат не только трансляцию телевизионных программ, но и распространение ПО, доступ в Internet, работу надомных сотрудников в корпоративных сетях, построение виртуальных сетей, высокоскоростной доступ к интерактивным и коллективным компьютерным играм, библиотекам CD-ROM, наиболее популярным Web-серверам, предоставление услуг дистанционного обучения и тренинга, электронного магазина и банка, а также многое другое, что является в настоящее время недоступным большинству владельцев компьютеров или в силу черепашьей скорости коммутируемых каналов, или в силу неприличной дороговизны выделенных и ISDN-каналов.

Только вот с идеей бесплатного приложения вряд ли можно согласиться. Наибольший выигрыш от применения кабельных модемов достигается в сетях КТВ с "двусторонним движением", т. е. тогда, когда они обеспечивают не только прием информации, но и ее передачу. Как выяснилось на пресс-конференции в офисе Bay Networks, ни сотрудники этой компании, ни Юрий Кантарович не имеют точного представления о количестве таких сетей в России (что, впрочем, неудивительно; вряд ли эти цифры вообще кому-нибудь известны). Например, в США за полтора года интенсивной модернизации смогли увеличить их долю с 10 до 15%. В ФРГ, по свидетельству Бернда Овербека, немца по национальности, их почти нет. Очень сомнительно, чтобы у нас дела обстояли лучше. А по разным источникам стоимость перехода на двустороннее движение составляет от 2 до 30 тыс. дол. на милю. И дело не ограничивается одной заменой усилителей. Это, как правильно заметил г-н Кантарович, не очень дорогое мероприятие. По данным американских источников, их замена в больших сет ях (несколько тысяч абонентов) обходится в 100 дол. на подписчика. А сколько стоит коммутационное оборудование для региональных центров и студий КТВ?

Препятствий на пути модернизации сетей КТВ предостаточно. Поэтому следует прислушаться к мнению большинства участников прошлогодней конференции Национальной ассоциации КТВ США: превращение сетей КТВ в высокоскоростные сети передачи данных - это бизнес для серьезных и крепких в финансовом отношении компаний.