Возврат   Обзоры рынка
   
май 1998 г.


О чем говорят финансовые трудности PictureTel



Долгое время рынок оборудования для видеоконференций считался очень перспективным. Похоже, времена изменились. Об этом можно судить хотя бы по финансовым показателям основных производителей - PictureTel и VTEL. По некоторым данным, не все в порядке и у других крупных поставщиков такого оборудования, включая Intel и Deutsche Telekom.

Первый звонок прозвучал в октябре прошлого года: PictureTel завершила II квартал финансового года с убытком в три млн дол. Одновременно вынужден был оставить свой пост генеральный директор компании Норман Гаут. Тогда это выглядело обычным "квартальным" кризисом, время от времени "посещающим" многие американские фирмы. Однако спустя шесть месяцев стало очевидным: мировой лидер в производстве оборудования для видеоконференций зашатался. За 1997 г. при обороте в 466,4 млн дол. убытки составили 39,4 млн дол. О степени кризиса свидетельствуют результаты предыдущего финансового года. Тогда не только оборот был выше (490,2 млн дол.), но и чистая прибыль составила 32,2 млн дол.

Вслед за лидером судьба настигла и другого ведущего производителя, VTEL. В1997 году его убытки составили 52,1 млн.долл. Во II квартале 1998 финансового года при обороте 42,8 млн компания довольствовалась мизерными 268 тыс. дол. чистой прибыли. Прогнозы на III квартал 1998 финансового года не предвещают улучшения ситуации (в начале мая официальные цифры еще не были известны). Объемы продаж не претерпели видимых изменений, доходы, скорее всего, останутся на уровне предыдущего квартала. По-видимому, техасцам мало что дало приобретение в середине прошлого года еще одного крупного игрока на этом рынке - компании CLI. Директор по международному маркетингу VTEL Роджер Хаккерби оправдывает не располагающие к благодушию результаты следующим образом: "Требуется время, чтобы переварить поглощенное".

В чем же дело? В интервью немецкой газете Computerwoche один из экспертов Gartner Group сказал, что игрокам на рынке видеоконференций требуется "немного передохнуть". Этот эксперт, однако, пожелал остаться неназванным, поскольку практически все исследовательские компании, включая его собственную, предсказывают совсем другое. В частности, фирма Dataquest (дочернее предприятие Gartner Group) в последнем обзоре этого рынка оценила его общемировой объем за 1997 г. в 800 млн дол. К 2001 г. цифра должна достигнуть 1,3 млрд дол. Аналитики Frost & Sullivan идут еще дальше. По их оценке, к 2003 г. объем рынка достигнет 2,3 млрд дол.

Однако интересно: в соответствии с прогнозом Gartner Group, опубликованным всего два года назад, сегодняшний объем указанного рынка должен был оказаться почти в десять раз большим, чем мы имеем на деле. Многое говорит за то, что и последние прогнозы будут пересмотрены в сторону понижения. Факты свидетельствуют, что кризис захватил не только PictureTel и VTEL, но и всю отрасль.

По данным газеты Computerwoche, не лучшим образом обстоят дела и у других поставщиков, включая British Telecom, Deutsche Telekom, Sony и, прежде всего, Intel. Микропроцессорный гигант отказывается обнародовать свои доходы от продажи систем видеоконференций. Более того, его российские дистрибуторы (Marvel, Link Technologies и Kvazar-micro) стесняются даже сообщить количество инсталляций этих систем в нашей стране (см.: Сети, 1998, N 1, c. 68-69). Сведущие люди утверждают, что в руководстве Intel давно осознали узость данного сектора рынка.

Deutsche Telekom, один их главных дистрибуторов ProShare в Германии, также отказывается называть цифры. Однако его отчет за 1997 г., из которого следует, что оператор получил прибыль только от продажи услуг стационарной телефонии, говорит о многом. Доверительные беседы корреспондентов Computerwoche с сотрудниками Deutsche Telekom подтвердили истину, давно известную аналитикам: бывший немецкий телекоммуникационный монополист использует средства видеоконференцсвязи в качестве инструмента маркетинга ISDN.

Можно ли ожидать оживления на рынке оборудования для видеоконференций? Уже упоминавшейся эксперт из Gartner Group считает, что в будущем производителям придется "умерить свои аппетиты". Большая часть потенциальных клиентов (на Западе это в первую очередь автомобильные и фармацевтические гиганты) уже давно приобрела соответствующую технику. Возникновение спроса на эти системы в структурах среднего масштаба представляется очень проблематичным. Кроме того, многие задачи, которые раньше почти невозможно было решать без видеоконференцсвязи, теперь реализуются по-иному. Так, совместную работу находящихся в разных городах и даже странах групп разработчиков сейчас можно обеспечить с помощью Web-технологий. Кажется, руководство PictureTel почувствовало веяния времени. Особенно это заметно в Западной и Северной Европе. По словам Марка Уэлса, главы североевропейского отдела сбыта PictureTel, менеджеры, отвечавшие ранее за сотрудничество с крупными дистрибуторами типа Deutsche Telekom, ныне должны "быть ближе к пользователям". Прежде всего внимание следует уделять клиентам среднего масштаба. Тем самым Уэлс, хотя и косвенно, подтвердил выкладки аналитиков о том, что рынок крупных потребителей уже достиг насыщения. Вызывает большие сомнения, что благодаря братанию с клиентом можно преодолеть кризис. На рынке появляется все больше видеосистем, которые рассчитаны не на мизерную пропускную способность одной или, в лучшем случае, трех линий ISDN BRI, а на 2-Мбит/с каналы IP, frame relay и АТМ. Это оборудование часто стоит меньше (хотя дешевым его тоже назвать нельзя) и обеспечивает более высокое качество передаваемой картинки. Похоже, даже в России такие системы пользуются большим успехом, чем продукция для ISDN: наибольшее число инсталляций (20) имеют видеосистемы производства FORE, предназначенные для сетей АТМ и SDH.