Возврат   Обзоры рынка
   
июнь 1998 г.


@Home, Road Runner и другие



Можно считать, что эра компьютерных интерактивных служб (КИС) на базе сетей КТВ началась в сентябре 1996 г., когда в коммерческую эксплуатацию были запущены сразу три службы крупнейших в США операторов КТВ - TCI, Time Warner и Continental Cablevision (сейчас является составной частью компании US West MediaOne). И это несмотря на то, что первые КИС были открыты в Канаде (еще в декабре 1995 г.) и Австралии (летом 1996 г.). Однако первые опыты не идут ни в какое сравнение с той грандиозной эпопеей, которая началась в сентябре 1996 г. О ее масштабах можно судить хотя бы по такому факту: сегодня из 200 тыс. работающих в мире кабельных модемов две трети установлены в домах граждан США и Канады. В этом регионе возможностью подписаться на интерактивные услуги, доступные с помощью кабельных модемов, обладают 11 млн семей, что составляет 11% населения, охваченного сетями КТВ. Из 200 тыс. абонентов КИС 85% пользуются услугами двусторонних сетей (с обратным каналом), остальные - односторонними (обратным каналом служит телефонная линия).

C самого начала и по сей день крупнейшей КИС в мире является @Home компании под схожим названием @Home Network. Учредителями этого предприятия стали крупнейший оператор КТВ в США - корпорация TCI (в настоящее время имеет 15 млн подписчиков по всей стране) и инвестиционная компания Kleiner Perkins Caufield & Byers. Совладельцами и сооператорами службы являются еще семь американских и канадских компаний, в том числе четвертый и пятый по величине операторы КТВ в США Comcast и Cox Communications. По состоянию на 1 мая сего года @Home имела более 100 тыс. подписчиков. Потенциально же услугами этой КИС могут воспользоваться 5,7 млн абонентов (семей) КТВ.

На втором месте (45 тыс. пользователей) находится КИС Road Runner. Однако оператором этой службы является только одна компания - Time Warner Cable, которая, соответственно, занимает первое место по числу клиентов, пользующихся услугами доступа в Internet по каналам КТВ. Замыкает тройку лидеров КИС MediaOne Express оператора КТВ MediaOne (дочернего предприятия концерна US WEST Media Group) - 35 тыс. пользователей. Сейчас происходит процесс слияния этих двух КИС в одну. Как будет называться объединенная служба, пока неизвестно.

Вероятно, многим ясно, что модернизации распределительной сети КТВ и установки кабельных модемов совсем недостаточно для превращения сети КТВ в КИС. Приемо-передающий центр (ППЦ) и коммутационные пункты американских операторов пришлось оснастить новым оборудованием и ПО. Например, среди поставщиков корпорации TCI много известных имен:

  • Cisco (маршрутизаторы и коммутаторы);
  • Netscape (серверное и клиентское ПО, включая специализированный браузер);
  • Oracle (СУБД, обеспечивающая подключение и сопровождение пользователей);
  • OSI (ПО сетевого администрирования NetExpert, предназначенное для поддержания работоспособности сети и обеспечения возможности ее роста);
  • Silicon Graphics (высокопроизводительные серверы семейства WebForce для кэширования информации из WWW);
  • Sun (серверы с высокой степенью готовности семейства Ultra Enterprise, обеспечивающие предоставление доступа в WWW и другие услуги Internet);
  • Tivoli (ПО системного управления, позволяющее осуществлять администрирование большого количества распределенных серверов с ППЦ).

Кроме того, реализация службы @Home Network оказалась бы невозможной без сотрудничества с компанией Sprint, которая предоставила коммутируемые AТМ-магистрали для сопряжения региональных сетей КТВ.

Эксперты Cable Modem University выделяют вклад корпорации Tivoli (подразделение IBM). Компания @Home использует ее пакет сетевого управления TME 10 для администрирования приблизительно 1400 Unix-серверов, установленных в региональных сетях по всей Северной Америке.

Пакет услуг КИС @Home включает в себя круглосуточный доступ в Internet, электронную почту, новостные телеконференции и интерактивную переписку (chat), а также доступ к информационным, развлекательным и образовательным материалам с видео- и звуковым сопровождением различных Web-издательств, компаний электронной торговли и средств массовой информации, среди которых Wall Street Journal, C-Net, CUC International, Knight-Ridder, New York Times, Discovery Channel Online, The Weather Channel, SportsLine и USA Today.

Все североамериканские КИС используют схожие принципы построения, несколько разнятся только поставщики аппаратного и программного обеспечения, а также информационных и других материалов. В отличие от @Home, служба Road Runner компании Time Warner делает основную ставку на трех поставщиков оборудования и ПО: Motorola (кабельные модемы CyberSURFR), Hewlett-Packard (система передачи данных Broadband Internet Delivery System, BIDS) и Microsoft (серверное ПО и специализированный браузер на базе Internet Explorer). Основным информационным наполнением Road Runner служат собственные материалы Time Warner, среди других поставщиков можно выделить CNN и Microsoft. Каналы доступа в Internet предоставляет компания MCI, она же занимается сервисным обслуживанием абонентов.

С самого начала американцы уделяли первостепенное внимание информационно-развлекательному наполнению своих КИС и созданию системы кэширования материалов, размещенных в Internet. "Простое подключение пользователей к Internet с помощью кабельных модемов не приведет к достижению самой заветной цели - действительно скоростного доступа, - предупреждал на заре эры кабельных модемов вице-президент @Home Network Майло Мидин (Milo Medin). - С возрастанием количества пользователей Internet (из числа как подписчиков КТВ, так и абонентов традиционных каналов доступа), в Сети будут возникать постоянные пробки, что вызовет негативную реакцию пользователей и прекращение подписки. Благодаря же структуре @Home и сотрудничеству с нашими партнерами мы можем гарантировать нашим клиентам высокую производительность, даже если их количество будет измеряться миллионами".

Ядром службы @Home является система серверов кэширования. В результате, все материалы поставщиков информации и наиболее популярных Web-узлов загружаются на локальные серверы КИС и там хранятся. Это резко сокращает потребность абонентов в реальном выходе во Всемирную сеть. Таким образом, увеличивая количество пользователей Internet и предоставляя им действительно скоростной доступ к ее материалам, @Home лишь незначительно повышает объем трафика по магистральным каналам Сети.

В Северной Америке пытаются как можно быстрее внедрить системы передачи данных в сети КТВ. На конференции Национальной ассоциации операторов кабельного телевидения (NCTA), прошедшей 3-5 мая в Атланте, основан консорциум Cable Broadband Forum, цель которого - ускорение процесса превращения сетей КТВ в инфраструктуру, обеспечивающую высокоскоростной доступ в Internet. В составе учредителей консорциума - не только крупнейшие американские операторы КТВ (TCI, Cox Communications, Time-Warner и MediaOne), но и такие гиганты компьютерной и телекоммуникационной индустрии, как Microsoft, Intel, Lucent и Scientific-Atlanta. Обосновывая решение о создании еще одного Форума, Том Каллен, вице-президент MediaOne и председатель правления новой некоммерческой организации, сказал: "Предложение в Internet все возрастающих объемов графики, видео и звука обуславливает острую необходимость в высокоскоростном доступе".

Сейчас в Северной Америке число пользователей кабельных модемов каждый день увеличивает на 1 тыс. Тем не менее еще два года назад казалось, что процесс превращения инфраструктуры КТВ в широкополосные интегрированные сети связи будет проходить значительно быстрее. Так, крупнейший американский оператор TCI в 1996 г. рассчитывал иметь уже через год 1 млн пользователей Internet. Не вызывает сомнения, что создание Cable Broadband Forum было подстегнуто шагами "заклятых друзей" из телефонной отрасли, которые образовали в конце января нынешнего года Universal ADSL Working Group с целью обеспечения дешевого и высокоскоростного доступа в Internet по телефонным линиям. Вездесущие Microsoft и Intel и там числятся среди отцов-основателей.

Участники консорциума Cable Broadband Forum займутся привлечением к сетям КТВ внимания корпоративного сектора. Они постараются доказать представителям бизнеса, что инфраструктура КТВ является самой лучшей платформой для решения в масштабе компаний задач удаленного доступа и электронной торговли.