Возврат   Обзоры рынка
 
сентябрь 2005 г.

Великобритания

15 июня бывший британский монополист BT (British Telecom) открыл новый FMC-сервис под названием BT Fusion, адресованный частным пользователям и владельцам малых/домашних офисов. Собственного сотового бизнеса у BT сейчас нет (он был продан четыре года назад), и в качестве его партнера по оказанию услуг мобильной связи выступает крупнейший в мире по обороту сотовый оператор Vodafone.

Новизна реализации FMC заключается в том, что вместо коммутируемой абонентской линии клиенту предоставляется постоянный широкополосный IP-канал. Терминалом служит беспроводная трубка, способная работать и как сотовый, и как бесшнуровой IP-телефон. Абонент FMC пользуется ею и дома, и на улице, в зависимости от своего местонахождения “бесшовно” переходя на обслуживание от мобильного оператора к фиксированному и обратно. Сеанс связи при этом не прерывается, хотя поставщик услуги (и, как правило, ее стоимость) меняется. Телефонный номер абонента в обеих сетях один и тот же.

Соединив в конвергентном сервисе “лучшее из двух миров” – удобство мобильной связи и более дешевые тарифы фиксированной, – BT рассчитывает остановить падение своих доходов от предоставления услуг по медным абонентским линиям. Только за I квартал этого года они снизились на 9% из-за того, что абоненты вообще перестают пользоваться стационарным телефоном и полностью переходят на сотовый.

Проект BT Fusion, первоначально называвшийся Bluephone, стал результатом работы большого консорциума во главе с Alcatel, в который вошли Ericsson, Inventel, Lucent, Motorola и еще ряд компаний.

В целом, по сообщению Alcatel, услуга спроектирована как не зависящая от технологии, но на начальном этапе спектр доступного оборудования, мягко говоря, ограничен. В качестве абонентского терминала BT на сегодня предлагает всего одно устройство – разработанный специально для данного проекта сотовый аппарат Motorola V560 с интерфейсом Bluetooth (отсюда и предыдущее название проекта – Bluephone). Когда пользователь находится дома, аппарат через Bluetooth подключается к домашнему беспроводному концентратору BT Home Hub; по утверждению представителей BT, связь действует на расстоянии до 20 м. Оба устройства бесплатно предоставляются при подключении.

Концентратор имеет также интерфейс Wi-Fi – сейчас его можно использовать для подсоединения к широкополосному каналу нескольких домашних компьютеров. В будущем BT обещает обеспечить и поддержку SIP-трубок, работающих через Wi-Fi (уже объявлено, что новые совместимые устройства также будут предоставляться бесплатно). После этого откроется принципиальная возможность обеспечить абонентам пользование “фиксированным” компонентом Fusion не только дома, но и в других зонах Wi-Fi (публичных и корпоративных), относящихся к сети BT.

Пользователям предлагается два тарифных плана: 9,99 фунта стерлингов ($18) в месяц с включением 100 “мобильных” минут и 14,99 фунта ($27) с включением 200 минут. Звонки по фиксированной линии оплачиваются по стандартному тарифу BT, т.е. по 5,5 пенса (9,9 цента) за каждый разговор длительностью до одного часа. На сайте BT опубликована сравнительная таблица тарифов, из которой следует, что в случае звонка с мобильного телефона на фиксированный продолжительностью 10 минут пользователь Fusion потратит на 40–70% меньше, чем у других провайдеров, в обычные часы и на 89–95% – в льготные.

Эксперты высказывают опасения по поводу правильности выбора
Вместо коммутируемой абонентской линии клиенту предоставляется постоянный широкополосный IP-канал. Терминалом служит беспроводная трубка, способная работать и как сотовый, и как бесшнуровой IP-телефон. Абонент FMC пользуется ею и дома, и на улице, в зависимости от своего местонахождения “бесшовно” переходя на обслуживание от мобильного оператора к фиксированному и обратно. Сеанс связи при этом не прерывается, хотя поставщик услуги (и, как правило, ее стоимость) меняется
ценовой политики. Так, по мнению аналитиков из технологической группы Ovum, в целом очень высоко оценивших проект и охарактеризовавших его как “водораздел в телекоммуникационной индустрии”, 100-минутное предложение не слишком привлекательно для пользователей: у мобильных операторов можно найти такой же тарифный план стоимостью всего 3 фунта ($5,5) в месяц.

Как сообщил глава подразделения BT Retail Иан Ливингстон, первая группа подписчиков будет насчитывать лишь 400 человек. Более широкое распространение услуги начинается с сентября, к этому времени должны появиться и новые тарифные планы, в основном ориентированные на малый бизнес. Представитель BT не уточнил, какова база потенциальных пользователей, отметив лишь, что около 30% клиентов оператора звонят из дома по мобильному телефону. С другой стороны, для подключения к услуге необходима широкополосная линия BT, а сегодня у компании насчитывается 1,3 млн. абонентов с такой возможностью.