Возврат   Обзоры рынка
 
назад февраль 2001 г.

Второй фронт

Изменение отношения к IP-телефонии не в последнюю очередь связано с открытием Второго фронта. До конца 2000 г. борьбу за российский IP-телефонный рынок вели исключительно компании, представляющие, условно говоря, лагерь обработки и передачи данных -- Vocaltec, Intel/Dialogic, Cisco и Clarent. Им противостояли не только российское Министерство связи, "Ростелеком", "Связьинвест" и другие операторы традиционной телефонии, но и мощный отряд производителей телефонного оборудования -- Alcatel, Lucent, Nortel, Siemens и некоторые другие не менее известные компании.

В 2001 г. ситуация кардинально изменилась. Все вышеперечисленные представители так называемого старого мира, а также родившаяся годом раньше Avaya обрушили на российский рынок лавину своих IP-телефонных решений. В течение практически всего прошлого года мероприятия этих компаний, а также их российских партнеров (назовем хотя бы таких, как "Классика", "КомпТек", "Ландата", ЮНИ, NWG и OCS) не обходились без массированной рекламы IP-платформы вообще и IP-телефонии в частности. Да, по-прежнему предложения Второго фронта базируются на до боли знакомых УАТС, которые теперь иначе, как коммуникационные системы, не называются. Однако с 2001 года клиентам внушают, что без IP-транков, блоков подключения к локальной сети и IP-телефонов современную УАТС, пардон, коммуникационную систему и представить невозможно.

Клиент пока держится и покупает УАТС с обычными аналоговыми и цифровыми портами. Дело в том, что сегодня телефонные сети, абонентам которых кроме элементарной голосовой и факсимильной связи в лучшем случае требуется всего пять дополнительных функций (перевод соединения в режим удержания, переключение вызывающего абонента на другой аппарат, переадресация, уведомление о новом вызове в ходе разговора и конференция) дешевле и проще строить на базе традиционных УАТС. Однако смятение в умы внесено, и уже самые стойкие скептики и самые безнадежные "телефонисты" начинают задумываться над внедрением IP-телефонных решений.

Представители "старого мира", в первую очередь Lucent, привнесли в 2001 г. на российский рынок и такое понятие, как softswitch, или программный коммутатор. Этот продукт является развитием контроллера зоны (gatekeeper) -- хорошо известного элемента H.323-сети. Главное отличие softswitch'а от контроллера зоны заключается в поддержке не только стека H.323, но и таких протоколов, как Megaco/H.248, SIP, SS7 и некоторых других. В сетях, базирующихся на протоколе IP, softswitch выполняет роль АТС операторского класса. При этом он непосредственно не осуществляет коммутацию трафика, а лишь указывает медиа-шлюзам, как обеспечить "соединение" с вызываемым абонентом или сервером приложений. Разделение функций управления "соединениями" и их коммутации облегчает и удешевляет наращивание мощности сетей.

Представители транснационального оператора Level 3 утверждают, что использование программных коммутаторов в целях предоставления услуг IP-телефонии сокращает расходы оператора на 40--70%.

В 2001 г. появился российский прообраз softswitch'а. Его разработала компания Tario. На базе H.323/SIP Tario Softswitch в сети Tario.Net предлагается ряд новых коммерческих услуг, например "переговорный пункт IP-телефонии на одной дискете". Данный сервис реализован на базе минимальной версии продукта (512 Кбайт) и, как явствует из названия, обеспечивает возможность организации сети переговорных пунктов с использованием технологии VoIP. H.323/SIP Tario Softswitch поддерживает функцию биллинга, при этом владельцам переговорных пунктов предоставляется возможность назначать собственные тарифные планы и правила тарификации, вести статистику по состоявшимся сеансам связи, а также проводить локальный расчет стоимости соединений.

По информации ИАЦ "Телекоммуникации", в 2001 г. не менее пяти российских операторов, включая "ТрансТелеКом", приступили к тестированию настоящих softswitch'ей корпорации Lucent, а еще несколько компаний, включая "Equant/Глобал Один", внимательно изучают возможность применения подобных устройств.

Со становлением IP-телефонии как серьезного бизнеса на передний план вышла проблема биллинга. Существующие отечественные биллинговые системы и продукция западных фирм (например, компании NetCentrex) не полностью удовлетворяют потребности российских поставщиков услуг VoIP. Начинающие провайдеры практически не имеют возможности независимо строить свой бизнес, так как во многих случаях цена имеющегося на рынке решения существенно выше стоимости развертывания собственного узла. Поэтому появление в 2001 г. небольших и дешевых биллинговых систем отечественных разработчиков (например, IPSoft), вполне возможно, позволит региональным операторам выйти на новый уровень развития.

И последнее. В 2001 году в Россию начал проникать SIP. На российском рынке этот протокол первой внедрила компания Tario (см. "SIP в российской сети"). Кроме того, он используется во внутренних IP-телефонных сетях ряда фирм, например "КомпТек". Игорь Масленников считает, что SIP открывает широкие перспективы для создания доходных бизнес-моделей оказания IP-телефонных услуг.

"На его базе, говорит он, - разрабатывать новые виды сервисов несравненно легче и дешевле. За 40 лет существования цифровой телефонии придумали порядка 800 интеллектуальных услуг. Абсолютным большинством из них так никто и не пользуется. Сила платформы IP заключается в том, что за то же время и с привлечением тех же материальных и людских ресурсов можно создать на порядок больше услуг и дать их испробовать людям. Какие-то из них окажутся востребованы. И я не сомневаюсь, что этих востребованных сервисов на базе IP-платформы будет значительно больше, чем десяток нашедших спрос услуг интеллектуальных сетей. Более того, сервисы на базе платформы IP будут богаче и интереснее".

Есть все основания полагать, что в реализации всемирной и всеобъемлющей IP-платформы протокол SIP окажется более успешным, чем стек H.323. Последний рожден телефонистами и по сути является их попыткой "запихнуть" традиционную телефонную сигнализацию в IP-пакеты. SIP разработан интернетчиками из IETF и базируется на получивших признание всех сетевиков протоколах HTTP и SMTP. Мало того, что SIP значительно проще H.323 (их спецификации занимают соответственно 150 и 700 страниц), он преодолевает все проблемы с сигнализацией и почти все - с совместимостью оборудования.

SIP превращает в рутинную операцию звонок с использованием любого IP-терминала, будь то настольный или карманный ПК или, например, мобильный терминал третьего поколения (3G). Так, представители компании Alcatel, на оборудовании которой строится опытная зона 3G сотового оператора "ВымпелКом", утверждают, что инфраструктура UMTS их компании и протокол SIP позволят абонентам "ВымпелКома" пользоваться такими мультимедийными приложениями, как чат, многосторонняя аудио- и видеоконференция, потоковое видео, загрузка музыкальных файлов в формате MP3. То же самое обещает пользователям Windows XP корпорация Microsoft, которая встроила поддержку SIP в свою последнюю ОС. Конечно, широкое принятие SIP-возможностей операционных систем и IP-терминалов со стороны пользователей во многом зависит от качества связи, которое в свою очередь определяется совершенством сетевой инфраструктуры. Например, современная инфраструктура сети "ВымпелКома" не позволяет начать коммерческое предоставление даже сервиса GPRS, что уж там говорить о мультимедиа, UMTS и SIP.


ОБ АВТОРЕ:

Евгений Евдокименко - директор ИАЦ "Телекоммуникации" и главный редактор "Телеком-Форума". С ним можно связаться по адресу eugen_e@mis.ru

назад