Возврат   Обзоры рынка
 
назад февраль 2002 г. далее

5 лет спустя

Итак, мировой и российской IP-телефонии исполнилось пять лет. Об этом маленьком юбилее почти никто не вспомнил. Удивляться здесь нечему: в 2001 г. исполнилось также 125 лет традиционной телефонии, а кто вспомнил об этом? Между тем юбилейный год не был ординарным. По мнению генерального директора "КомпТек" Андрея Бряндинского, он знаменателен прежде всего тем, что услуга IP-телефонии стала по-настоящему массовой. "Очень много людей в нашей стране, - сказал он, - стали относиться к ней также, как к телевидению, сотовой связи, видеомагнитофону или печи СВЧ. Из экзотического занятия узкого круга специалистов она стала настоящим бизнесом". Одно то, что в юбилейном году число компаний, получивших в России лицензию на оказание соответствующих услуг, перевалило за 1000, однозначно подтверждает слова г-на Бряндинского.

Есть и другие важные рубежи, которые IP-телефония перешагнула в 2001 г. Менеджер по развитию бизнеса Cisco Systems в СНГ Арсений Тарасов относит к ним приход этой технологии в корпоративную среду. "IP-телефония, - заявил он, - как решение уже появилась на рабочих столах сотрудников нескольких десятков компаний. В России работают тысячи IP-телефонов, которые уже начали интегрироваться в информационные системы предприятий. Приложение на телефоне - это очень важная веха, и наш конкурс по разработке таких приложений несомненно ускорит внедрение IP-телефонии в корпоративные инфокоммуникационные системы". Г-н Тарасов знает, что говорит. Ведь 2001-й стал годом внедрения IP-телефонии в российском подразделении Cisco. Сотрудники этой компании так рьяно в течение трех лет убеждали всех нас в явном преимуществе пакетной телефонии над традиционной, что наконец-то сами поверили в это и отправили свою офисную Definity на заслуженный отдых. Теперь в московском представительстве Cisco воцарились CallManager и IP-телефоны.

Директор по маркетингу корпорации ОСС Дмитрий Красильников считает, что в корпоративном секторе успехи IP-телефонии пока не так очевидны. Где она действительно стала фактором, который уже никто не может не замечать, так это розничный рынок. По утверждению г-на Красильникова, рост трафика в сети компании ОСС, которая в основном работает именно на этом рынке, увеличился в 2001 г. в 3,5 раза. Он полагает, что и у других IP-телефонных операторов дела идут так же хорошо. Это предположение, в частности, подтвердил технический директор "Equant/Глобал Один" Сергей Аничкин. По его словам, В 2001 г. объемы IP-телефонного трафика в сети этой компании выросли в 40 раз. Другими словами в прошлом году "Equant/Глобал Один" передавал по протоколу IP приблизительно 5% своего телефонного трафика.

Успехи новых операторов, по мнению Дмитрия Красильникова, побудили традиционных телефонистов к более активном действиям на этом рынке. Среди наиболее заметных игроков этой категории он назвал "МТУ-Информ", "Комбеллгу" и "Совинтел", отметив при этом, что они подобную деятельность особенно не афишируют. Действительно, возьмем, к примеру, "Голден Телеком" ("ТелеРосс") и "Совинтел" (пока еще совместная дочка первого и "Ростелекома"). По данным Cisco, эти компании являются в России крупнейшими потребители IP-телефонного оборудования американской компании. При этом на Web-сайте "Голден Телекома" невозможно обнаружить слова "IP-телефония" или чего-нибудь похожего (например, VoIP). Судя по Web-сайту "Совинтела", эта компания предлагает услуги IP-телефонии только покупателям карточек "Диалог VoIP".

Одну из причин такой скрытности директор по развитию бизнеса "КомпТек" Игорь Масленников видит в том, что до сих пор не разработаны простые и общеприменимые бизнес-модели, позволяющие традиционным операторам зарабатывать деньги на IP-телефонии. "Главная проблема IP-телефонии, -- говорит он, -- заключается в том, что благодаря ей игроки мирового телекоммуникационного рынка все вместе заработали миллиарды долларов, а потеряли триллионы. Если какому-то оператору удастся найти приемлемую бизнес-модель, то он не спешит рассказывать о ней своим конкурентам".

Есть, на мой взгляд, и еще одна веская причина. Поставщики "высококачественной телефонной связи" не любят распространяться о том, что на магистральных направлениях они уже вовсю используют пакетные технологии передачи голоса, в том числе и IP. Чуть ли не единственным исключением в этом ряду является компания "Equant/Глобал Один". С переходом ее под контроль Equant, оператора одной из крупнейших в мире глобальных IP-сетей и известного апологета IP-телефонии, российским сотрудникам этого транснационального оператора становится все труднее говорить о преимуществах традиционной телефонии. Тем не менее, не перестроившиеся товарищи продолжают работать и в этой компании. Так, на Шестой конференции по IP-телефонии (словосочетание "компьютерная телефония" с этого года отсутствует в названии ежегодных конференций, организуемых "КомпТек") сотрудник "Equant/Глобал Один" Владимир Леонов закончил свой доклад об IP-телефонном сервисе российского подразделения Equant старой песней о том, что технология передачи голоса по IP заметно проигрывает традиционным системам с коммутацией каналов. Признаюсь, не ожидал услышать подобного заявления из уст сотрудника фирмы, занимающей в России третье место по закупкам IP-телефонного оборудования Cisco, строящей крупномасштабную IP-телефонную сеть, которая на конец 2001 г. насчитывала 14 собственных и 33 партнерских узла, внедряющей протокол MPLS и являющейся одним из главных поставщиков канальной емкости для более мелких IP-телефонных операторов.

Как показала конференция Международного союза по электросвязи (МСЭ), состоявшаяся весной прошлого года и посвященная исключительно IP-телефонии, абсолютное большинство сторонников г-на Леонова проживают в наиболее бедных и слаборазвитых странах мира. Над ними не тяготеет 125-летний груз традиционной телефонии, они ее только-только с грехом пополам освоили, а им уже предлагают, как в одной известной российской рекламе, переходить на новый уровень. Их неприятие IP-платформы как основы всей национальной и международной (глобальной) инфокоммуникационной среды вполне понятно.

На форуме МСЭ российская делегация во главе с министром связи в основном поддержала позицию развитых стран, которые признают IP-телефонию существенным фактором мировой телекоммуникационной жизни, роль которого возрастает с каждым годом. Примечательно, что МСЭ озаботился IP-телефонией тогда, когда на ее долю приходилось всего 1,6% всемирного телекоммуникационного трафика (итог 2000 года). В прошлом году, по оценке американской исследовательской компании TeleGeography, эта цифра должна была возрасти до 6%, т. е. увеличится почти в четыре раза. А что будет лет через двадцать? Многие аналитики полагают, что к тому времени традиционная телефония исчезнет, по крайней мере, в цивилизованной части земного шара.

Игорь Масленников из "КомпТека" считает, что разговоры о более низком качестве IP-телефонии вообще неправомерны. "В отличие от традиционной телефонии, - говорит он, - с ее ограничением 4 кГц, качество IP-связи может быть принципиально любым. Уже сейчас есть кодеки на 256 Кбит/с, которые позволяют передавать речь с качеством HiFi".

С 2001 г. транснациональный оператор Cable & Wireless заключает соглашения об уровне обслуживания (SLA), гарантирующие на всем протяжении его IP-сети среднюю задержку 55 мс. А исполнительный директор компании "ИнкомТел" Константин Бондарь считает, что сегодня даже общедоступные Internet-каналы "Ростелекома" позволяют осуществлять передачу голоса по IP с качеством, практически не уступающим традиционной голосовой связи. Как говорится еще в одной известной рекламе, главное - какая скорость у твоего провайдера. И если оператор не может обеспечить требуемую скорость, то нечего пенять на технологию.

К основным итогам заканчивающего года, по мнению Игоря Масленникова, следует отнести изменение отношения к IP-телефонии на всех уровнях. Затихли обвинения поставщиков соответствующих услуг в расхищении трафика. Иного и быть не могло. Сегодня трудно найти оператора традиционной телефонии, включая региональные предприятия электросвязи и агентов "Ростелекома", который не предоставляет сервис IP-телефонии или не готовится к этому. Сам "Ростелеком" планирует запустить VoIP-узел в Москве в конце текущего квартала, о чем объявил на Шестой конференции по IP-телефонии глава департамента Internet-технологий этой компании Дмитрий Бурков.

далее