Возврат   Обзоры рынка
 
февраль 2002 г. далее

Race Communication

Юбилей российской IP-телефонии *

Евгений Евдокименко


Содержание
Вспомним былое
5 лет спустя
Второй фронт


В прошлом году IP-телефонии исполнилось пять лет. Причем не только мировой, но и российской. Этот вид связи родился в августе 1996 г., когда израильская компания VocalTec завершила тестирование шлюза, позволяющего традиционным телефонным и IP-сетям без труда обмениваться между собой голосовым и факсимильным трафиком.

Реклама
ОБОРУДОВАНИЕ И РЕШЕНИЯ ДЛЯ IP-ТЕЛЕФОНИИ

Компания "Классика" (CLASSICA CIS) - авторизованный партнер Lucent Technologies и Avaya Communication - предлагает оборудование и решения для IP-телефонии для операторов связи и корпоративных заказчиков:

 
ДЛЯ ОПЕРАТОРОВ И ISP
ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
Название
Lucent MultiVoice
Avaya IP 600
Описание
Шлюз IP-телефонии на базе сервера доступа Lucent MAX
Коммуникационный сервер IP-телефонии
Возможности
От 30 до 2500 одновременных VoIP-сессий на один шлюз
От 20 до 200 IP-телефонов в одной точке
Функции
  • Прием и передача телефонных звонков из ТфОП или корпоративной АТС (Е1, PRI и т. д.)

  • Сжатие голоса и данных с использованием алгоритмов компрессии (поддержка различных типов КОДЕКов)

  • Прямое соединение IP-телефонов через ЛВС или ГВС

  • Бесшовное соединение с коммутаторами совместимыми с QSIG по IP-сети.

  • Достоинства
  • Высокое качество связи

  • Использование минимальной полосы пропускания

  • Возможность перепрофилирования уже имеющейся платформы

  • Эффективность

  • Надежность

  • Отличное качество передачи голоса

  • Высокая сетевая производительность

  • Компания "Классика". Профессиональный консалтинг в cфере телекоммуникаций. Помощь в планировании и организации новых сервисов, услуг передачи данных и голоса по сетям ATM, Frame Relay, IP. Анализ и экспертная оценка задачи. Подбор и поставка комплексных технических решений. Проектирование и создание мультисервисных сетей связи. Квалифицированная техническая поддержка установленного оборудования.
    Тел.: (095) 796-9040
    E-mail: RAS@classics.ru
    http://www.classics.ru

    В Россию первый шлюз VocalTec усилиями компании "КомпТек" попал тремя месяцами позже и тогда же, как вспоминает Игорь Чиж, менеджер по продуктам IP-телефонии этой фирмы, был продан осетину по имени Алан из американского штата Миннесота. Тот организовал первый в России IP-телефонный канал, связавший московский город-спутник Зеленоград с далеким американским штатом. Серийный номер первого "российского" VocalTec Telephony Gateway впечатляет - 000020, т. е. Россия присоединилась к освоению IP-телефонии тогда, когда в мире было продано всего 19 устройств, обеспечивающих возможность этого вида связи.

    Смятение в умы внесено, и уже самые стойкие скептики и самые безнадежные "телефонисты" начинают задумываться над внедрением IP-телефонных решений.

    Вспомним былое

    Самое интересное, что в 1996 г. даже термина "IP-телефония" не существовало. В то время технология передачи голоса по протоколу IP являлась частью CTI, или по-русски - компьютерной телефонии, т. е. одним из методов интеграции компьютерных и телефонных технологий. По словам Игоря Чижа, оборудованием компьютерной телефонии называли специализированные платы расширения для ПК, а "системой компьютерной телефонии" - ПК, оснащенный такими платами и подключенный через них к телефонной сети общего пользования (ТфОП). Естественно, такая система включала в себя специальное прикладное ПО, выполняющее функции коммутации телефонных линий, озвучивания баз данных, офисного автосекретаря, экстренного оповещения, справочной службы и т. д. Правда, уже тогда существовал и другой термин - Internet-телефония. Он проник в Россию, по словам Валерия Костюнина из Tario Trading, в декабре 1995 г. вместе с программкой голосового Internet-чата VocalTec IPhone. Наверное, многие помнят этот инструмент и свои попытки с помощью микрофона и наушников (колонок), подключенных к звуковой плате ПК, бесплатно поговорить с каким-нибудь иностранцем в Штатах, Германии, Израиле и т. д.

    Хотя второй "российский" IP-телефонный шлюз уже зимой того же 1996 г. приобрела московская фирма Plug Communications (к сожалению, она не дожила до пятилетнего юбилея IP-телефонии), ведущую роль в первоначальном продвижении этой технологии в России сыграли две компании - Tario и "АМТ-Линк" (последняя позже вошла в состав RGC). Tario еще с 1995 г. сотрудничала с VocalTec по продаже ее ПО IPhone. С появлением IP-шлюза руководители компании и прежде всего Валерий Костюнин увидели безбрежную перспективу нового устройства и уже в начале 1997 г. приступили к развертыванию опытной российской сети IP-телефонии. К сентябрю того же года, когда состоялась Вторая Международная конференция по компьютерной телефонии, ежегодно организуемая компанией "КомпТек", первая российская IP-телефонная сеть насчитывала восемь узлов. На той конференции Валерий Костюнин, а также Андрей Шишло из "АМТ-Линк" впервые рассказали широкой аудитории (в работе конференции участвовало 150 человек) о российских опытах в области Internet-телефонии (отметим: в 1997 г. термин "IP-телефония" еще не употреблялся российскими пионерами продвижения этой технологии).

    Поскольку Вторая конференция по компьютерной телефонии к дню рождения российской IP-телефонии, прямого отношения не имеет напомним в связи с нею лишь еще один факт. Начальник отдела Кемеровской ГТС Александр Кудрявцев высказал тогда мнение, что региональные предприятия электросвязи вскоре могут выступить в роли провайдеров услуг Internet-телефонии. Это был единственный человек, которому в голову пришла такая "глупость". Большинство представителей признанной электросвязи практически не заметили сообщений Валерия Костюнина и Андрея Шишло.


    *  Примечание.
    Данная статья написана специально для "Сетевого журнала Data Communications". Журнальную версию можно прочитать в "Сетевом", 2002 г., № 1, с. 56 или в Internet по адресу http://www.setevoi.ru/cgi-bin/text.pl/magazines/2002/1/56.

    далее