Возврат   Обзоры рынка
 
февраль 2001 г.

IP-телефония как средство борьбы с монополизмом

IP-телефония вне всякого сомнения являлась в 2000 г. одним из наиболее динамично развивающихся секторов российского телекоммуникационного рынка. Можно утверждать, что последний год прошлого тысячелетия ознаменовался массовым внедрением этого сервиса. Если к концу 1999 г., когда он был легализован, число обладателей лицензией не превышало нескольких десятков, то к началу 2001 г., согласно данным министра связи, соответствующее право получили около 700 операторов.

Косвенным признанием успехов IP-телефонии в России может служить тот факт, что впервые за последние годы "Ростелеком" заявил о значительном недополучении ожидаемой прибыли. Руководство "Ростелекома" не скрывает, что главную причину потерь компании оно видит в деятельности альтернативных операторов, предоставляющих телефонные услуги на базе сетей протокола IP. Вероятно именно поэтому технический директор "Ростелекома" Роман Крейнин призывает ужесточить условия выдачи соответствующих лицензий.

Опасения российского монополиста дальней связи вполне понятны. Успехи операторов IP-телефонии впечатляют, а зарубежный опыт демонстрирует огромный потенциал этого вида связи. Действительно за прошедший год во всем мире по протоколу IP было передано свыше 9,6 млрд. минут телефонного трафика и полученные доходы оцениваются в $1,8 млрд. В 2000 г. российский сегмент характеризовался гораздо более скромными цифрами - порядка 30 млн. минут в месяц ("Ростелеком" "переваривает" в месяц, по официальным данным, 400 - 500 млн минут). По некоторым данным, в 2000 г. объем междугородного и международного IP-телефонного трафика вырос примерно на 600%, достигнув 3% всего российского междугородного и международного трафика сетей общего пользования (см. приложение). По оценке компании J'son&Partners, в прошлом году в России оборот сектора IP-телефонии составил более $20 млн.

К концу 2000 г., по оценке специалистов компании CompTek International, в России было установлено до 10 тыс. IP-телефонных портов. Важным фактором развития пакетной телефонии является массовый переход на шлюзы с цифровыми портами. Сейчас на рынке в соотношении 1 к 10 преобладают цифровые порты шлюзов, цены на оборудование упали от 30% до 250%. Например, средняя цена IP-шлюза (из расчета на порт) с 1998 г. снизилась примерно в два раза (с $1385 до $700 в устройствах VocalTec и с $1400 до $400 в оборудовании Cisco). В 1997 г. объем российского рынка оборудования IP-телефонии составлял менее $100 тыс., в 1998 г. - $500 тыс., в 1999 г. - $1 млн, а в 2000 г. - около $5 млн.

Главным образом операторы используют для предоставления IP-телефонных услуг шлюзы корпорации Cisco (чемпионом является сервер AS5300). Правда, можно встретить и конкурирующие системы - Clarent ("Элвис-Телеком", "Зонд Холдинг"), Vocaltec (ОСС, "Ринотел") или Ericsson ("Ситек").

В 2000 г. продолжалась тенденция снижения межоператорских тарифов. В 1998 г. можно было встретить цены по России в районе 40 центов (на Москву эта цифра составляла около 20 центов). В 1999 г. по России межоператорский тариф составлял немногим более 10 центов, на Москву - ровно 10 центов. К концу прошлого года рыночная цена на Московском направлении варьировалась в районе 2,5 центов, причем эта цифра одинакова, что в Лондоне, Нью-Йорке или самой Москве.

Привлекательность сектора IP-телефонии заключается прежде всего в том, что требует несравнимо меньших первоначальных затрат по сравнению с теми, что необходимы для развертывания сети традиционной телефонии (с коммутацией каналов). По данным исследовательской компании "Телеконсалт-Москва", стартовые инвестиции для открытия узла IP-телефонии не превышают $30 тыс. Игорь Масленников, директор по развитию бизнеса компании CompTek утверждает, что минимальные начальные вложения для выхода на рынок IP-телефонии еще меньше и составляют порядка $5 - $10 тыс. И эти расходы будут постоянно снижаться. Компания "Тарио Трейдинг", владелец крупнейшей российской сети IP-телефонии Tario.net, имеющей точки присутствия в более чем 100 городах России и мира, затратила на построение своей сети около $30 млн. Бюджет проекта "Аврора", в результате которого будет создана одна из крупнейших сетей IP-телефонии, объединяющая 40 офисов ИТАР-ТАСС в России и мире, составляет около $10 млн. Для сравнения: оператор "традиционной" телефонной сети "Комбеллга", по словам ее генерального директора Александра Кожанова, потратил на создание сети в Москве сотни миллионов долларов.

Другим важным фактором, снижающим издержки операторов IP-телефонии, по сравнению с "традиционными" коллегами является, как отмечалось выше, постоянное снижение стоимости международных каналов передачи данных. Поэтому основная экономия (60-70%) от использования IP-телефонной технологии достигается на международных направлениях за счет обхода "Ростелекома". Стоимость международной IP-телефонной связи для пользователей почти на порядок ниже традиционной - минута разговора с США стоит у Московского международного и междугородного телефона $0,86 (более 24 руб.), а у операторов IP-телефонии - от 5 до 10 руб. (см. таб. 2). По оценке "Телеконсалт-Москва", в ближайшие годы IP-телефония примет на себя до 40% международного трафика и около 7% междугородного.

Огромным резервом для IP-телефонии является корпоративный рынок. Отказ от части услуг традиционных операторов междугородной телефонной связи сулит российским компаниям быстрый экономический эффект. В частности, компания "Микротест" использует IP-телефонию на базе 256-кбит/с канала связи, арендованного у ТрансТелеКома, между собственными офисами в Москве и Екатеринбурге. По данным фирмы, она окупила затраты на построение этой системы в считанные месяцы. По прогнозу "Телеконсалт-Москва", к концу будущего года до четверти внутрикорпоративного трафика российских предприятий будет обеспечиваться IP-телефонией.

Трафик IP-телефонии в 1999-2001 гг.

Источник: CompTek

Таблица 2:
Тарифы* на междугороднюю и международную связь ММТ и основных операторов IP-телефонии


ОБ АВТОРЕ:

Евгений Евдокименко является директором ИАЦ "Телекоммуникации" и главным редактором "Телеком-Форума". С ним можно связаться по адресу eugen_e@mis.ru

Обзор "Что год ушедший нам оставил?" подготовлен по заказу газеты ComputeReview. Его печатную версию можно прочитать в 1-ом номере этой газеты за 2001 г.