Возврат   Обзоры рынка
 
февраль 2001 г.

Держи стандарт шире

Наверное, самый шумный скандал 2000 г. на телекоммуникационном рынке России связан с попыткой Минсвязи решить проблему с выделением частот в диапазоне 900 МГц формирующемуся в Москве третьему сотовому оператору "Соник Дуо" за счет их владельцев - МТС и "ВымпелКома". Этот скандал также внезапно затих (потенциальные жертвы, вроде бы, остались при своих), как и начался, похоронив при этом всякую надежду узнать, на каком основании компании "Соник дуо" была выписана лицензия в обход действующих правил. А последние запрещают выдавать лицензию оператору, не имеющему частот.

Самый большой урок получили иностранные инвесторы. Им в очередной раз напомнили, что в виду отсутствия в российской телекоммуникационной отрасли независимого регулятора все решения, влияющие на участников рынка, очень часто принимаются, исходя из политических соображений, а не на основе правовых норм. Судя по всему, по крайней мере один участник скандала - норвежская компания Telenor, являющаяся крупным акционером "ВымпелКома", полностью разобралась с царящими у нас нравами и окончательно отказалась от участия в финансировании региональной программы "ВымпелКома". Эта компания, потерявшая в процессе скандала значительную долю своей капитализации, и стала основным пострадавшим.

Понесли урон и акционеры "Соник Дуо". Впрочем не вызывает никакого сомнения, что часть из них весь этот скандал и устроила, пообещав своим коллегам быстренько решить вопросы и с лицензией, и с частотами. Теперь "Соник" обещают частоты не в стандартном, а расширенном диапазоне GSM (EGSM), который занимает неподходящую для международного роуминга полосу частот 880 - 890 МГц и 925 - 935 МГЦ. Ситуация усугубляется тем обстоятельством, что эту полосу надо освобождать от работающих в ней радионавигационных систем. Необходимые для этого исследования намечено провести в апреле-мае текущего года. Видимо поэтому новый оператор до начала 2001 г. так и не приступил к строительству инфраструктуры своей сети, хотя первоначально планировалось приступить к ее эксплуатации уже в июне 2001 г.