Возврат   Обзоры рынка
 
январь 2001 г.

Московские широкополосные коммуникации

Как и во всем мире, первыми в России начали строить сети широкополосного доступа в Internet фирмы, обеспечивающие сервисы КТВ. Однако они встретились с огромными трудностями и фактически упустили инициативу. Сейчас в нашей стране два реально действующих ADSL-проекта имеют больше клиентов, чем все операторы КТВ, предоставляющие в своих сетях услуги передачи данных.

Самый "старый" в России Internet-проект на базе сети КТВ, начатый более четырех лет назад, сейчас реализует созданная в начале 2000 г. компания "Комкор ТВ". Данный проект перешел к ней "по наследству" от телекоммуникационной корпорации "Комкор". По состоянию на 1 января 2001 г. московский оператор КТВ "Комкор-ТВ" привлек 467 пользователей услугами Internet. По сравнению с 30 ноября 2000 г. рост составил 21,6%.

В интервью агентству IDG News Фрэнк Бейкер, президент компании Moscow Broadband Communication, владеющей без одной акции 50% "Комкор-ТВ", заявил, что порядка 90 тыс. московских семей имели возможность получать услуги "Комкор-ТВ". Компания оказывает их пока только в двух микрорайонах Москвы - Чертанове и Хамовниках. Причем в последнем "Комкор-ТВ" имеет доступ лишь к 2 тыс. квартир. Как правило, люди подписываются лишь на "социальный пакет" КТВ стоимостью $2 в месяц, который позволяет смотреть 14 телевизионных каналов, доступных и большинству пользователей обычных коллективных антенн за 15 руб./мес. Фрэнк Бейкер все же надеется, что в течение первого года работы "Комкор-ТВ" (ее начало, видимо, надо отсчитывать с апреля, когда оператор подключил первых платных абонентов) 8% жителей, охваченных сетью "Комкор-ТВ", подпишутся на доступ в Internet, Через четыре года доля пользователей Всемирной сети достигнет 29%. Следует отметить, что первый заместитель генерального директора "Комкор-ТВ" Михаил Силин оценивает перспективы компании несколько иначе. Он полагает, что до конца 2001 г. только 3,5% семей, проживающих на освоенных оператором территориях, станут пользоваться его доступом в Internet.

Зарегистрированная на Кипре инвестиционная компания Moscow Broadband Communication является партнером КОМКОРа в совместном предприятии "Комкор-ТВ". Этот консорциум иностранных инвесторов создан американской венчурной группой Andersen и рядом инвестиционных компаний и фондов, в том числе Sputnik Group Бориса Йордана. Andersen Group является крупнейшим акционером Moscow Broadband и владеет блокирующим 25-процентным пакетом акций этой инвестиционной фирмы.

Из $33 млн, которые Moscow Broadband должна заплатить за свою почти 50-процентную долю в "Комкор-ТВ", в начале мая был переведен лишь первый транш в размере $8,5 млн. Второй транш планировалось осуществить в декабре, но он так и не поступил. В январе 2001 г. Бейкер заявил газете "Ведомости", что второй и третий транши будут объединены в один, и все оставшиеся $25 млн поступят "Комкору-ТВ" чуть ли не в первом квартале текущего года.

Всего же до конца 2005 г. в проект по подведению "последней мили" к домам, где проживает 1,5 млн московских семей, планируется вложить активов на сумму $350 млн. КОМКОР внес свою долю, оцененную в $33 млн, лицензиями, правами на использование Московской волоконно-оптической сети (МВОС) и частью своих акций ИАС. Moscow Broadband должна почти всю сумму в $33 млн внести деньгами, а небольшую часть - также акциями ИАС. Еще на $100 млн планируется привлечь товарные кредиты от таких поставщиков оборудования, как Cisco, ADC Telecommunications и Harmonic. Представители "Комкор-ТВ" говорят, что оборудование Nortel и Motorola также может найти применение в их сети. Почти $190 млн должно поступить от абонентов в качестве платы за услуги. Фрэнк Бейкер рассчитывает на то, что, начиная с 2002 г., оператор станет приносить прибыль.

Но на пути к этому светлому будущему, по мнению г-на Бейкера, очень много препятствий. Первым и самым очевидным является низкая платежеспособность москвичей. Результаты исследования, на которое, по словам главы Moscow Broadband, был потрачен $1 млн, не смогли полностью и точно ответить на вопрос, сколько же москвичей смогут себе позволить подписку на услуги "Комкор-ТВ", особенно на доступ в Internet. И это при том, что оператор, если не учитывать ограничение скорости доступа, установил на этот сервис тарифы ниже мирового уровня (см. таблицу 2). Вторым по важности препятствием является низкая компьютеровооруженность московского населения. По данным уже упоминавшегося исследования, уровень компьютеризации в большинстве столичных микрорайонов колеблется вокруг 18%. В Andersen Group молятся, чтобы в Московию как можно скорее пришли дешевые компьютерные устройства, позволяющие пользоваться основными службами Internet вроде электронной почты. По мнению заместителя генерального директора "Комкор-ТВ" Владимира Беленковича, в настоящее время услуги этого оператора доступны семьям с совокупным ежемесячным доходом свыше $750.

"Чтобы люди восприняли наши услуги, особенно в области Internet, - сказал Бейкер корреспонденту IDG News, - мы должны предоставить контент, который им необходим". Сразу стоит сказать, что на этот вызов "Комкор-ТВ" до сих пор практически ничем не может ответить. Новый раздел на его сайте с программой телевидения (http://tv.comcor-tv.ru) отличается от многих подобных предложений разве лишь тем, что никакого терпения не хватит загрузить его с помощью обычного модема.

Тем не менее, Бейкер полон оптимизма и верит в успех данного инвестиционного проекта. Он уверен, что после его завершения венчурные капиталисты, принявшие в нем участие, получат за свои акции сумму из расчета $1 тыс. за каждого подписчика.

Владимир Беленкович подчеркивает, что сервис по передаче данных сети "Комкор-ТВ" будет иметь отчетливо территориальную направленность: он свяжет потребителей и розничную сеть микрорайона. В этом преимущество и отличие сети "Комкор-ТВ" от глобальной Internet, которая связывает всех на свете, но не создает особых отношений между продавцом и покупателем. В микрорайоне такие отношения возникают сами собой. Если человек знает, какой товар и какого качества продается в соседнем магазине, ему практически все равно, покупать его непосредственно или через сеть.

Кроме того, стиль общения продавца с покупателем в сети "Комкор-ТВ" будет значительно отличаться от того, который характерен для Всемирной сети. Как правило, глобальные Internet-магазины предлагают перечень товаров и номер телефона службы доставки, в лучшем случае - фотографии довольно низкого качества (они должны быть не очень объемными, чтобы их можно было скачать на модемных скоростях). Внутри сети "Комкор-ТВ" со временем не будет ограничений на скорость передачи информации. Используя аудиовизуальные инструменты, продавец станет общаться с удаленным покупателем почти так же, как если бы тот находился непосредственно в магазине, и демонстрировать практически все грани предлагаемого продукта. "Покупатель разве что не сумеет попробовать товар на ощупь и вкус", - утверждает г-н Беленкович.

Пока же "Комкор-ТВ" предлагает стандартный пакет услуг Internet-провайдера (доступ, место для персональной Web-странички, два почтовых ящика, новостные конференции), но на более высокой скорости (от 128 Кбит/с) и с постоянным подключением к Internet, которое не занимает телефонную линию.

Сеть передачи данных "Комкор-ТВ" базируется на гигабитном маршрутизаторе GSR 12008 компании Cisco, который способен работать на IP-магистралях с пропускной способностью 2,5 Гбит/с. По 2-Мбит/с АТМ-каналам опорной сети, которые оператор арендует у корпорации "Комкор", к этому маршрутизатору подключены четыре головные станции передачи данных uBR 7223 (также производства Cisco), которые установлены на первичных узлах в Хамовниках, Чертаново, на ул. Неглинной и в здании ИАС на ул. Дмитрия Ульянова. В качестве абонентского оборудования бизнес-клиентам предлагаются кабельные маршрутизаторы Cisco, а частным лицам - поддерживающие стандарт DOCSIS кабельные модемы компаний E-Tech и 3Com. В дальнейшем планируется использовать абонентские устройства и других поставщиков.

Внутри сети "Комкор-ТВ" и при доступе к ресурсам партнеров, с которыми имеются межсетевые соглашения, максимальная скорость передачи данных ограничена лишь величиной, указанной в тарифном плане для конкретной услуги. С бизнес-клиентами оператор готов заключать соглашения об уровне обслуживания (SLA) и обеспечивать необходимую им полосу пропускания.