Возврат   Обзоры рынка
 
октябрь 2005 г.

ADSL-доступ в России: итоги I полугодия 2005 года

Информационно-аналитический центр “Телеком-Форум” Издательского дома мировой периодики подготовил первый свой отчет по развитию рынка ADSL-услуг в России. По данным “Телеком-Форума”, которые основываются на информации поставщиков ADSL-доступа и собственных оценках, к концу I полугодия 2005 года в России эксплуатировалось около 290 тыс. ADSL-линий. При этом 65,6% из них было организовано на инфраструктуре столичного телефонного монополиста МГТС, а еще порядка 8,6% – петербургского монополиста ПТС (филиал МРК “Северо-Западный Телеком”, СЗТ). Общая доля всех остальных телефонных операторов страны составила 25,8%, т.е. чуть более одной четверти рынка.

Таблица 1. Top10 российских поставщиков ADSL-доступа на конец II квартала 2005 годая

№ п/п
Компания
Количество ADSL-линий, 000
1
МГТС/”МТУ-Интел”
190,3
2
“Вэб Плас”
20,0
3
ЮТК
17,8
4
“Дальсвязь”
16,0
5
“ВолгаТелеком”
9,1
6
“Голден Телеком”
9,0
7
“ЦентрТелеком”
6,1
8
“Уралсвязьинформ”
6,0
9
СЗТ
2,6
10
“Сибирьтелеком”
2,5

Источник: “Телеком-Форум”

За последние два-три года во многих странах мира наблюдается бурное развитие рынка широкополосного доступа. Доминирующей технологией на нем стала ADSL: на ее долю приходится почти две трети высокоскоростных подключений. Причем в последнее время бурный прирост ADSL-каналов можно наблюдать не только в экономически развитых странах и КНР, но и во многих государствах Восточной Европы и Латинской Америки.

В России, а точнее, в Москве и Петербурге первые крупные сети ADSL-доступа начали разворачиваться в 2000 году, т.е. всего на два-три года позже, чем в Северной Америке и Западной Европе, и даже раньше, чем в таких ведущих на сегодня ADSL-державах, как КНР и Япония. Однако до сих пор технология массового рынка в нашей стране в основном предлагается по ценам, доступным лишь корпоративным клиентам, и поэтому мы находимся на периферии мирового телекоммуникационного мейнстрима.

В конце 2004 года ситуация стала меняться. Роль локомотива взяла на себя московская фирма “МТУ-Интел”, которая в сотрудничестве со своей сестринской компанией МГТС и на ее же инфраструктуре начала предоставлять ADSL-сервис по безлимитным тарифам, доступным заметной доле столичных жителей ($20/24 в месяц за канал с пропускной способностью 128 кбит/с). Это привело к взрывному росту спроса на данную услугу. По результатам I полугодия текущего года, в активе тандема МГТС/”МТУ-Интел” было свыше 190 тыс. эксплуатируемых ADSL-линий, из которых около 173 тыс. обслуживали частных лиц (сервис “Стрим”). В Санкт-Петербурге наиболее крупным игроком на рынке услуг ADSL-доступа является компания “Вэб Плас”, так же, как и московский оператор сумевшая предложить доступный для массового пользователя безлимитный тарифный план ($27 в месяц при скорости прямого канала 64 кбит/с). К концу I полугодия 2005-го компании, предоставляющей услуги на инфраструктуре ПТС, удалось подключить около 20 тыс. абонентов.

Помимо “МТУ-Интел” и “Вэб Плас” на российском рынке широкополосного доступа заметны МРК “Связьинвеста”. Среди них активно продвигают ADSL-сервис лишь две компании – ЮТК и “Дальсвязь”. Даже не введя безлимитных тарифов, они достигли довольно заметных (по российским меркам) успехов. На конец II квартала нынешнего года первая обслуживала 17,8 тыс. абонентов ADSL-доступа, вторая – 16 тыс.

Остальные МРК не уделяют особого внимания продвижению ADSL-сервиса, поэтому у каждой из них менее 10 тыс. эксплуатируемых ADSL-линий. Однако и в среде МРК отношение к широкополосному доступу начало меняться. Руководители “ВолгаТелекома”, “Уралсвязьинформа” и “Сибирьтелекома” сделали ряд заявлений о грядущем наступлении на ADSL-фронте. В “ЦентрТелекоме” и СЗТ ближайшая перспектива развития широкополосного доступа по-прежнему не ясна.

Таблица 2. Средняя стоимость подключения и трафика для ADSL-абонентов признанных операторов

Оператор
Общая стоимость подключения*, руб.
Стоимость 1 Гбайт трафика, руб.
СЗТ
3060
1680
“ЦентрТелеком”
4400
2300
“ВолгаТелеком”
2600
2600
ЮТК
3500
1750
“Уралсвязьинформ”
3770
2940
“Сибирьтелеком”
5720
2720
“Дальсвязь”
4780
2480
“Сахателеком”
3500
2700
“Таттелеком”
3000
3000

* Средняя цена ADSL-модема составляет 1500 руб.
Источник: “Телеком-Форум”

Следует подчеркнуть, что МРК “Связьинвеста” свою политику в отношении широкополосного доступа до сих пор определяют самостоятельно (в “ЦентрТелекоме” и СЗТ такой политики нет даже на уровне МРК). Общей стратегии в рамках холдинга не существует, и, по данным “Телеком-Форума”, она даже не разрабатывается. Это приводит, в частности, к тому, что МРК и отдельные их филиалы из-за малых объемов заказов закупают DSL-оборудование по значительно более высоким ценам, чем их коллеги из Северной Америки, Европы и Юго-Восточной Азии. На российском рынке ADSL-доступа есть только один альтернативный оператор с заметной долей (“МТУ-Интел” и “Вэб Плас” на самом деле таковыми не являются, поскольку входят в холдинги, явно или завуалированно контролирующие признанных операторов, на чьей инфраструктуре и предоставляют свои услуги). Этим исключением является холдинг “Голден Телеком”, операторские компании которого в совокупности обслуживают около 9 тыс. ADSL-линий. Как и менее мощные альтернативные операторы, этот холдинг постоянно сталкивается с препятствиями на пути доступа к медной “последней миле”, из-за чего не имеет возможности активно развивать ADSL-сервис и пытается использовать другие технологии, в первую очередь беспроводные.

Для полноты картины можно упомянуть еще несколько операторов (как альтернативных, так и признанных, но не входящих в холдинг “Связьинвест”), эксплуатирующих около тысячи и более ADSL-линий. К таким компаниям относятся СЦК (Екатеринбург), ЦТС (Ростов-на-Дону), “Таттелеком” и “Сахателеком”. В общей сложности эти четыре оператора на конец II квартала нынешнего года имели около 6 тыс. ADSL-абонентов.

Главным тормозом на пути развития ADSL-доступа в России является отсутствие у абсолютного большинства поставщиков услуг безлимитных тарифов, приемлемых для частных пользователей. По оценке “Телеком-Форума”, порог массового спроса в регионах лежит на уровне $20 в месяц. Именно такой тариф позволил Китаю выбиться в лидеры ADSL-мира. У нас же за каждый гигабайт пользователям приходится платить от 1680 (СЗТ) до 2940 (“Уралсвязьинформ”) рублей.

Немаловажную роль играет также стоимость подключения абонентского оборудования (у нас это, как правило, две отдельные статьи расходов пользователей широкополосного доступа). В отличие от мировых лидеров в области ADSL-доступа, в России цена “входного билета” в мир широкополосного доступа (подключение + оборудование) за редким исключением заметно превышает $100, что резко сокращает потенциальную абонентскую базу. Успех “МТУ-Интел” не в последнюю очередь обусловлен тем, что оператор предлагает довольно большой выбор ADSL-модемов по цене $35–45.

Следует отметить еще две проблемы, важность которых, правда, значительно ниже только что перечисленных. Абсолютное большинство провайдеров ADSL-доступа не выделяет достаточных средств на создание мощных и квалифицированных служб поддержки, а также на рекламу.

По прогнозу “Телеком-Форума”, к концу 2005 года число ADSL-каналов в России должно приблизиться к 400 тыс., а полумиллионный рубеж будет преодолен в I полугодии 2006-го.