Возврат   Обзоры рынка
 
октябрь 2005 г.

Правила для сетей старого поколения

Собственно говоря, за разговорами о NGN в России вообще ничего не стоит. Это становится ясно даже после беглого ознакомления с “Правилами присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия”, утвержденными Правительством РФ 28 марта нынешнего года и вступающими в силу 1 января следующего. Согласно этому документу в нашей стране право на существование имеют только две группы сетей: телефонные и определяемые по технологии. В первую группу попадают сети фиксированной электросвязи и подвижной радиосвязи, а во вторую помимо сетей передачи данных входят телеграфные и телерадиовещательные. Все понятно? Никаких NGN, мультисервисных либо конвергентных сетей в России быть не может. Правила фиксируют давно устаревший принцип: “одна сеть – одна услуга”.

Более того, в отличие от NGN 2004 Project Международного союза электросвязи (МСЭ), предполагающего, что все NGN-сети являются равноправными, взаимодействуют друг с другом по открытым интерфейсам и предоставляют неограниченный доступ к любым поставщикам услуг, российские правила выстраивают трехступенчатую иерархическую модель функционирования телефонных сетей, закрепляя их неравноправный статус и разделяя на главные (присоединяющие) и второстепенные (присоединяемые).

Вверху структуры, созданной в Мининформсвязи, находятся сети междугородной и международной связи, которым позволено присоединять к себе другие междугородные и международные, а также зоновые сети. Последние наделены правом присоединять к себе местные сети. Прямое взаимодействие зоновых и местных сетей, а также последних с сетями мобильной связи категорически запрещено.

Самое интересное заключается в том, что, представляя в апреле новые правила, заместитель министра ИТС Борис Антонюк был уверен (или хотел убедить в этом других), что они не идут вразрез с главными мировыми тенденциями развития телекоммуникаций. Правда, затем он признал, что некоторые чисто российские особенности все же присутствуют.

С чиновниками Мининформсвязи сразу категорически не согласился ряд участников прошедшего весной Российского Интернет-форума (РИФ). В открытом письме они заявили:

“Главной проблемой, стоящей сегодня перед отраслью IP-телефонии в России, является регулирование. Регуляторы стран Западной Европы и США ставят своей приоритетной задачей стимулирование развития новых технологий и считают IP-телефонию важнейшей революционной технологией на рынке, всемерно поддерживая ее развитие. В то же время «Правила присоединения сетей электросвязи…» фактически запрещают оказание услуг IP-телефонии. Бизнес более 2000 российских операторов IP-телефонии с общим оборотом около 300 млн долл. в год становится нелегитимным. Обязательство направлять весь трафик на оператора международной и междугородной телефонной связи является серьезным нарушением принципа свободной конкуренции и фактически является монополизацией рынка дальней связи в интересах одного-двух операторов”.

Участники РИФа утверждали также, что новые правила разрабатывались Мининформсвязи без учета мнений участников рынка и без привлечения экспертизы независимых организаций. В отличие от Бориса Антонюка они посчитали, что “Правила присоединения сетей электросвязи…” противоречат мировому опыту регулирования и не учитывают современные тенденции развития инфокоммуникаций. Этот документ, по их мнению, замедлит развитие телекоммуникационной отрасли и снизит конкурентоспособность России на мировом рынке.

С таким выводом трудно не согласиться. Собственно говоря, в сентябре на конференции АДЭ “Состояние и перспективы развития интернета в России” неадекватность нового Закона о связи фактически признал и директор Департамента государственной политики в области ИКТ Мининформсвязи Виталий Слизень. Он заявил, что этот закон “во многом телефонный” и поэтому требует внесения изменений. Очевидно, что закон и правила писали и принимали люди, имеющие представление только о сетях старого поколения, в рамках которых росткам NGN и конвергентных сетей на основе IMS (IP Multimedia Subsystem) будет очень трудно пробиваться к свету.