![]() |
![]() |
Евгений Евдокименко В апреле российскому рынку широкополосного беспроводного доступа (ШБД) в зонах Wi-Fi (хотспотах, или беспроводных локальных сетях общего пользования, БЛС ОП) исполнилось два года. К маю в стране открылось 314 постоянно действующих зон Wi-Fi (см. таблицу) и еще несколько десятков работало в режиме тестовой эксплуатации либо в высших учебных заведениях, т.е. общедоступными в прямом смысле слова не являлись. Следует подчеркнуть, что около 80% таких зон было запущено в эксплуатацию в период с сентября прошлого по май нынешнего года, в том числе 127 хотспотов (44%) – в первые четыре месяца 2005-го Кому-то может показаться, что в России, как и предрекали некоторые аналитики и телекоммуникационные операторы (см. “Wi-Fi выходит на старт”//”Сетевой”, 2004, № 8, с. 28), осенью прошлого года начался бум Wi-Fi. Однако по сравнению с десятками тысяч хотспотов, развернутых в США или Западной Европе, российский бум выглядит очень скромно. Тем не менее мой прошлогодний прогноз о двухстах зонах Wi-Fi к лету нынешнего года уже перекрыт, и теперь можно ожидать, что к концу года количество БЛС ОП у нас приблизится к четыремстам, т.е. за весь 2005 год увеличится приблизительно в 2,5 раза. Правда, подавляющее большинство их будет по-прежнему действовать в Москве (около 60%), Новосибирске и Петербурге (до 15% в каждом). Благодаря проекту “Wi-Phone M” компании “Аист” на 5% претендует Тольятти (сейчас там в тестовой эксплуатации находится 17 хотспотов). Возможно, “выстрелит” Екатеринбург, Краснодар, Самара или Ростов-на-Дону, каждый из которых потенциально может осилить около 5%. На всей остальной территории России вряд ли что-то изменится в отношении этого вида ШБД. Как уже не раз отмечал “Сетевой”, зоны Wi-Fi растут как грибы после дождя только там, где бурно расцветают “традиционные” виды ШБД, к которым относятся технологии ADSL и передачи данных по сетям кабельного телевидения. Ярким подтверждением тому служит ситуация в Москве: вместе со взлетом ADSL-проекта “Стрим” начали плодиться и зоны Wi-Fi. Непосредственной связи между этими двумя событиями вроде бы не просматривается. В частности, провайдеры ADSL как в Москве (“МТУ-Интел”), так и в Питере (“Вэб Плас”) ведут себя очень пассивно в отношении Wi-Fi. Псевдоупрощенность в России процесса выдачи разрешений на развертывание хотспотов в диапазоне 2,4 ГГц обуславливает такое положение, когда главными игроками на рынке по-прежнему являются компании, которые и раньше специализировались на ШБД (как правило, территориально-распределенных беспроводных сетях), а значит, уже поднаторели в деле получения частот в рамках своей основной деятельности. Но эти небольшие компании устанавливают такие высокие расценки на свои услуги (до $10 за один час работы и до $30 – за сутки), что просто отпугивают от самой идеи Wi-Fi немногочисленных российских владельцев мобильных ПК. Настоящего бума в этой области не будет у нас и по ряду других причин. Главная из них уже не раз называлась. Это ничтожно малое количество мобильных компьютеров (портативных и карманных) на руках у россиян. Хотя их продажи, в первую очередь ноутбуков, стремительно растут и в прошлом году преодолели планку в 10% (в абсолютном выражении – около 600 тыс. шт.) от общего объема реализации компьютерной техники, по этому показателю Россия далеко отстает от стран, где количество зон Wi-Fi исчисляется тысячами и где более четверти всех продаваемых ПК являются мобильными. Еще одним серьезным препятствием является то, что большинство потенциальных операторов зон Wi-Fi ищут в этом бизнесе прямую и быструю выгоду. Никаких побочных и косвенных эффектов они признавать не желают, поэтому до сих на российском рынке Wi-Fi абсолютно не представлены сотовые провайдеры (10 хотспотов питерского “Мегафона” выглядят как недоразумение) – главные локомотивы этого рынка за рубежом, и очень пассивно ведут себя крупные операторы фиксированной связи. Сигнал от “Комстара” Правда, “фиксированные” операторы время от времени подают сигналы о том, что у них идет напряженная и кропотливая работа по созданию новаторской стратегии в сфере Wi-Fi. Недавно очередной такой сигнал подал “Комстар – Объединенные Телесистемы” (“Комстар”). Многие, наверное, уже забыли, что в октябре прошлого года эта компания объявила о запуске масштабного проекта “Wi-Fi Комстар”, в котором должны были также участвовать Intel, Fujitsu Siemens Computers и “РосБизнесКонсалтинг” (РБК). Означенная четверка намеревалась в течение двух лет создать в столице и Московской области сеть приблизительно из 200 зон Wi-Fi и потратить на это свыше 3 млн. долл. Тогда же директор “Комстара” по беспроводным технологиям Владимир Морозюк заявил “Сетевому”, что в работе на тот момент уже находилось около 40 объектов, больше половины из которых наверняка будут запущены в эксплуатацию до конца 2004 года. С тех пор о проекте “Wi-Fi Комстар” никто ничего не слышал. И вдруг на выставке “Связь-Экспокомм-2005” оператор объявляет, что вместе с компаниями “Межрегиональный ТранзитТелеком” (МТТ) и Inline Technologies создает опытно-коммерческую зону Wi-Fi-роуминга. Цель нового проекта – отработка в зонах беспроводного доступа “Комстар” вопросов обслуживания гостевых абонентов из различных сотовых и фиксированных сетей, присоединенных к транзитной инфраструктуре МТТ. Услугу Wi-Fi-роуминга оператор общероссийской транзитной сети МТТ и разработчик технического решения Inline анонсировали годом раньше – на “Связь-Экспокомме-2004”. За прошедшее время несмотря на довольно активное (по российским меркам) развертывание зон Wi-Fi, желающих воспользоваться этим сервисом не нашлось. И вот “Комстар” решил присоединиться к этому проекту, вложив в него несколько своих московских хотспотов. Таких сегодня на официальном сайте “Wi-Fi Комстар” числится целых десять, девять из которых являются платными. Более того, Владимир Морозюк заявил, что на самом деле их развернуто сорок.
Сейчас услуга Wi-Fi-роуминга тестируется и является бесплатной. Ее коммерческий запуск намечен на середину лета. За оставшееся время разработчикам нужно отладить сопряжение с биллинговыми системами участников. В случае “Комстара” это не составит проблемы, поскольку биллинг зон Wi-Fi оператора основан на АСР BillMaster компании Inline. Таблица 1. Распространение зон Wi-Fi в России
Источник – ИАЦ “Телеком-Форум” Проблемы ожидают участников роумингового проекта совсем с другой стороны. Во-первых, больше половины московских, а следовательно, больше трети российских хотспотов предоставляют бесплатный доступ в интернет, и их владельцев предлагаемый МТТ коммерческий роуминг абсолютно не интересует. Во-вторых, похоже, условия МТТ не привлекают и провайдеров коммерческих хотспотов. В первую очередь крупнейших операторов – “Голден Телеком”, “Эквант” и “РТКомм”, которые сами мечтают стать агрегаторами и предоставлять этот самый роуминг. Короче говоря, пока крупняк делит шкуру агрегатора, главную лепту в развертывание зон Wi-Fi в России (прежде всего в Москве) вносит проект “Яндекс.WiFi”. В прошлом году “Сетевой” оценил потенциальную емкость подобных “бесплатных” проектов на всей территории России в тысячу хотспотов. “Яндекс.WiFi” за год освоил порядка 15% от этой цифры. Рывок был настолько мощным, что его не выдержала Intel, в марте сошедшая с дистанции и прекратившая участие в финансировании этого проекта. К концу 2004 года на долю “Яндекс.WiFi” приходилось 50% московских зон Wi-Fi, или 81 из 162 хотспотов. К апрелю 2005-го доля этого проекта увеличилась до 52,5%, т.е. превосходила все остальные московские проекты вместе взятые. К сожалению, участники “Яндекс.WiFi” не раскрывают никаких финансовых результатов своей годичной деятельности. Представители компаний “Яндекс” и IBM утверждают, что их интересует лишь маркетинговая отдача. Нечто похожее в прошлом году говорил и Лев Бухгейм, глава компании “РИСС-Телеком”, которая одно время в одиночку развернула в Новосибирске больше хотспотов, чем дюжина питерских операторов (собственно говоря, и сейчас Новосибирск лишь немного уступает Петербургу). Так вот, Лев Бухгейм заявил нашему сестринскому онлайновому изданию “Телеком-Форум”, что “РИСС-Телеком” развертывает хотспоты без оглядки на какие-либо финансовые показатели. Никакого возврата, кроме рекламного, компания получить и не собирается. Главное в Wi-Fi-проекте для “РИСС-Телекома” – укрепление партнерских отношений с Intel, вот они принесут и доходы, и прибыль. Wi-Fi добрался до Шереметьева Похоже, финансовая отдача интересует только одного из основных участников проекта “Яндекс.WiFi” – компанию “Таском” (об этом свидетельствует тот факт, что она эксплуатирует и платные зоны Wi-Fi). Однако представители “Таскома” также отказываются обсуждать финансовые параметры бизнеса в сфере Wi-Fi. Откровенности им не прибавила даже победа в борьбе за развертывание БЛС ОП в международном аэропорту Шереметьево 2. Этот хотспот появился спустя целых два года после начала в России эры зон Wi-Fi, хотя во всем мире аэропорты причисляются к наиболее выгодным местам развертывания БЛС ОП и поставщики соответствующих услуг создают эти зоны в первую очередь именно здесь. По популярности среди операторов с аэропортами конкурируют лишь многозвездочные гостиницы. И если практически все пяти- и четырехзвездочные отели в Москве уже обзавелись беспроводными сетями, то до 31 марта такая зона действовала лишь в одном столичном аэропорту Домодедово. Более того, в России еще только два аэропорта имеют коммерчески эксплуатируемые зоны Wi-Fi – это Пулково 1 и 2 в Петербурге. В чем же дело? Российские операторы в отличие от своих американских, западноевропейских и азиатских коллег до сих пор не рассмотрели преимуществ аэропортов (тем более международных)? Все они рассмотрели. Так, “Вымпелком” в далеком 2002 году развернул первую в России опытную зону Wi-Fi как раз в Шереметьеве 2. Затем туда пытались пробиться еще четыре оператора, включая таких брендов, как МТС и “Голден Телеком”, но удача сопутствовала относительно небольшой компании – отечественному Wi-Fi-пионеру “Таскому”.
Конкретная роль Intel и IBM в подобных российских проектах по-прежнему не очень ясна. Представители Intel заявляют, что не финансируют создание инфраструктуры зон Wi-Fi, но поддерживают предприятия, развивающие беспроводные проекты, “в областях маркетинга и PR, а также акциями в розничном секторе”. Вместе с тем директор по развитию рынка мобильных и беспроводных технологий Intel в странах СНГ Михаил Фечин сообщил “Телеком-Форуму”, что до середины марта микропроцессорный гигант принимал участие в финансировании проекта “Яндекс.WiFi”. Wi-Fi от признанного оператора Из важных событий 2005-го на российском рынке зон Wi-Fi следует отметить выход на него признанного оператора. Им стал специализированный филиал ЮТК “Центр новых технологий” (ЦНТ). В период с ноября прошлого года по март нынешнего он развернул в Краснодаре шесть хотспотов. Но самая первая зона Wi-Fi, по данным ЮТК, была организована специалистами ЦНТ еще в июле 2004-го в оздоровительном комплексе “Орбита”, что расположен в пос. Ольгинка Туапсинского района. В настоящее время широкополосный беспроводной доступ обеспечен также на следующих объектах Краснодара: Во всех краснодарских хотспотах ЮТК установлены точки доступа производства Cisco Systems. Для продвижения современного сервиса ЦНТ разработал партнерскую программу. В ее рамках филиал ЮТК берет на себя все расходы и работы по проведению радиоразведки, приобретению оборудования Wi-Fi (точек доступа и необходимого количества оконечного оборудования), созданию сети, ее техническому обслуживанию, а также обеспечению рекламной поддержки. Партнер (владелец объекта) предоставляет небольшое отдельное помещение для создания точки доступа, обеспечивает электропитание и сохранность установленного оборудования и организует место продажи “Wi-Fi-карт”, с помощью которых осуществляется оплата доступа в интернет. В зависимости он номинала “Wi-Fi-карты” стоимость 1 Мбайт информации, полученной из интернета, может колебаться от 1,70 до 3 руб. ЮТК планирует развертывание зон Wi-Fi и в гостиничных комплексах Ростова-на-Дону (12 хотспотов).
Подводя итоги, можно сказать, что за прошедший год кардинальных изменений на российском рынке зон Wi-Fi не произошло, хотя по количеству хотспотов он вырос в 7,2 раза. По-прежнему бал на нем правят небольшие компании, изначально специализировавшиеся на беспроводном доступе, а крупнейшие российских операторы фиксированной связи (“Голден Телеком”, “Комстар” и “Эквант”) продолжают разрабатывать стратегию в области Wi-Fi. Все также не видно на этом рынке сотовых операторов, и абсолютное большинство зон функционирует в Петербурге и Москве, к которым, правда, за прошедший год благодаря усилиям компании “РИСС-Телеком” присоединился Новосибирск. Как и предсказывал “Сетевой”, основную роль в резком увеличении количества зон Wi-Fi сыграл проект “Яндекс.Wi-Fi”. Судя по всему, он останется лидером еще как минимум в течение года.
|
|
|