Возврат   Обзоры рынка
 
август 2005 г.

Sumitomo инвестирует в развитие ШБД в России

Японский концерн Sumitomo в начале лета обнародовал свои планы по внедрению в России WiMAX-подобных технологий ШБД. К концу 2007 года японская промышленно-инвестиционная группа собирается развернуть в нашем отечестве сети ШБД в 29 городах.

Эксперты из Sumitomo уже провели оценку российского телекоммуникационного рынка и пришли к следующему выводу: спрос на широкополосный доступ в России обречен на рост, но масштабы традиционных для всего мира сетей широкополосного доступа, основанных на технологиях DSL и передачи данных по сетям кабельного телевидения, очень ограничены. Поэтому альтернативные технологии имеют реальный шанс на захват значительной доли зарождающегося рынка. В частности, японский концерн рассчитывает, что финансируемое им российское предприятие в 2007 году на предоставлении услуг ШБД заработает 73,7 млн. долл. И это при ожидаемом ARPU $15 в месяц (без учета доходов от продажи оборудования и его инсталляции). К тому же сроку это предприятие должно иметь порядка 400 тыс. подписчиков.

Японская экспансия на российский рынок ШБД уже началась. Концерн объявил о покупке 50% акций голландской компании Enforta, которая в свою очередь полностью владеет московской компанией “Престиж-Интернет”, имеющей лицензии на предоставление ШБД в 29 городах РФ. Sumitomo намерена предоставить этой фирме свою техническую экспертизу и финансовые средства для развертывания WiMAX-подобных сетей. Менеджменту “внучки” поставлены следующие задачи:

  • в середине 2005 года развернуть опытно-коммерческую сеть (по данным “Телеком-Форума”, такая сеть уже развернута в Новосибирске в диапазоне 5,15–5,35 ГГц на базе приобретенной фирмы “МВП «Евгения»”; использовано оборудование Revolution производства российской компании InfiNet Wireless);
  • к концу 2005 года запустить в коммерческую эксплуатацию сети ШБД в 10 городах;
  • к концу 2007 года WiMAX-подобные сети должны работать во всех 29 городах (по данным “Телеком-Форума”, во всех них получены лицензии на предоставление услуг в неWiMAX’овском диапазоне 5,15–5,35 ГГц);
  • получить в 2007 году выручку от продаж в размере 73,7 млн. долл.

    Целевая группа клиентов “Престиж-Интернета” традиционна для российских операторов беспроводных сетей передачи данных (БСПД): средний и малый бизнес, домашние офисы и в последнюю очередь – население.

    Представители Sumitomo, Enforta и “Престиж-Интернета” вполне справедливо полагают, что в отличие от стран с хорошо развитой кабельной телекоммуникационной инфраструктурой в таких государствах, как Китай, Индия и Россия, операторы БСПД могут рассчитывать на весьма значимую долю рынка широкополосного доступа. При этом в сетях может использоваться не только WiMAX-оборудование (еще не существующее), но и системы Wi-Fi (RadioEthernet), фирменные разработки (включая уже упоминавшуюся систему Revolution/SkyMAN), а также различные WiMAX-подобные системы. По словам директора по продуктам “Престиж-Интернета” Олега Тайнова, в отсутствие на рынке истинного WiMAX-оборудования компания выбирает в первую очередь поставщиков устройств последних двух категорий. При этом г-н Тайнов подчеркнул, что поставщиков будет как минимум два.

    Олег Тайнов также сообщил “Телеком-Форуму”, что сегодня “Престиж-Интернет” находится в самом начале развития своего бизнеса. “Мы сейчас плотно заняты работой по построению компании, отладке процедур, тестированию оборудования, а также по проведению маркетинговых тестов”, – заявил он. Кроме новосибирского других пилотных проектов пока нет. Правда, еще один (в не названном городе) находится на этапе запуска.

    Инициативу Sumitomo можно расценивать как очень хороший знак для российского рынка БСПД. Впервые на него пришел очень крупный инвестор, который теоретически способен выдвинуть оператора БСПД на роль реального конкурента региональным филиалам МРК, фактически монополизировавшим рынок широкополосного доступа и поэтому за редким исключением не проявляющим на нем особой активности. С помощью АФК “Система” (проект “Стрим”) Россия в области широкополосного доступа догнала и перегнала Эстонию. Sumitomo имеет возможность возглавить гонку за Польшей – лидером восточноевропейского рынка широкополосного доступа, преодолевшим в I кв. нынешнего года рубеж в 1 млн. пользователей высокоскоростных каналов связи.